В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырех многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова. Его еще называют Филипповым постом, или даже Филипповками, потому, что день накануне начала Рождественского поста — 27 ноября — посвящен апостолу Филиппу, одному из учеников Христа, прославленному тем, что по его молитве исцелялись больные, прозревали слепые.

Цель поста в том, чтобы самоограничениями убить в себе все страсти. Главным образом страсти духовные — зависть, злобу, стремление осудить, гневливость, гордыню, тщеславие, лень, духовную расслабленность, уныние. “Мы не телоубийцы, а страстоубийцы”, — учил святой старец Амвросий Оптинский.

Поэтому ограничения в еде, безусловно, важны, но не являются самоцелью. Пищевые, также как и другие чувственные самоограничения — это только средство для правильной духовной жизни. По слову священника Александра Ельчанинова “пост равен утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение”.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель Лев, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А все остальные, постясь сорок дней, созерцают и приемлят живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Завершается пост 6 января, в сочельник.