В Дрибине каталогизировали старинное еврейское кладбище

Калейдоскоп

Без имени-1Вот уже на протяжении трех лет в Могилевской области создается каталог старинных еврейских кладбищ. Инициатором проекта выступило общественное объединение «Могилевская еврейская община». Программа разработана ввиду необходимости — за многими могилами уже некому ухаживать, родственники похороненных или погибли в годы Второй Мировой войны, или живут в других городах и странах. Старт был дан летом 2013 года: энтузиасты очистили и сфотографировали мацевы — надгробные камни — древней части еврейского кладбища в Могилеве. В 2014 году исследователи работали на периферии, в бывших еврейских местечках, в том числе в деревне Рясно Дрибинского района.
Рясно — одно из самых древних поселений на территории Дрибинщины. Упоминается в летописях с 1335 года. Еврейская община существовала здесь несколько столетий. Ее кладбище найти нетрудно — оно расположено на въезде в агрогородок, возле трассы Могилев — Мстиславль. В леске вы увидите множество надгробных камней. Самые старые настолько «утонули» в земле и заросли травой, что похожи на небольшие кочки. Могилевский историк Ида Шендерович, учительница истории Рясненской средней школы Инна Ляховская, которая давно изучает прошлое села, волонтеры-старшеклассники проделали здесь большую работу. Ребята вырубали кустарник и очищали надгробия от лишайника, после чего к делу приступал специалист по эпиграфике — дисциплине, изучающей содержание и формы надписей на твердых материалах. В результате полевых работ было изучено 476 мацев, датированных 18 и 19 веками. Вся информация, собранная краеведами, была обработана и систематизирована, после чего ее разместили на cайте «История могилевского еврейства» (более подробно в № 3 «СВ» от 14 января 2015 года, публикация под названием «О чем расскажут старые камни»?).

В июле и августе этого года исследовательские работы проводились на старинном недействующем кладбище в Дрибине. 14 августа здесь состоялась научно-практическая встреча, в которой приняли участие более 20 человек — краеведы и волонтеры, помогавшие в очистке памятников (свой вклад снова внесли рясненские школьники), представители Могилевской еврейской общины, исследователи в области иудаики из Киева, Бреста, Москвы, Минска и других городов.

— Еврейская община обосновалась в местечке Дрибин во второй четверти 18 века, когда Дрибин стал центром имения помещиков Техановецких, — рассказала «СВ» Ида Шендерович. — Выбирая место жительства, поселенцы отдавали предпочтение населенным пунктам на оживленных дорогах. В этом плане Дрибин подходил идеально — деревня стояла на почтовом тракте. Приезжие принесли с собой свои культурные и религиозные традиции: так, в любом месте одним из первых приобретений общины был участок земли для кладбища. Так что 18 век можно смело считать появлением еврейского кладбища в Дрибине.

Населенных пунктов, подобных Рясно, где преобладающее число жителей были еврейской национальности, в Беларуси насчитывалось несколько сотен. В 1897 году на белорусских землях проживало 900 тысяч евреев — 21 процент еврейского населения черты оседлости Российской империи. В сороковых годах 20 века разразилась Катастрофа: немецкие оккупанты массово уничтожали население местечек. В сентябре 1941 года были расстреляны обитатели дрибинского гетто — 800 человек. После этой трагедии община так и не возродилась…

Без имени-1Как уже говорилось, в научно-практической встрече приняли участие специалисты — кто еще может перевести полустертые надписи, сделанные на иврите с использованием сокращений? Эпиграфист Александра Фишель, аспирантка заочного отделения Института восточных рукописей Российской Академии Наук приехала из Киева. Одними лишь кончиками пальцев она читает скрытые в камне эпитафии, недоступные человеческому глазу. Неоднократно участвовала в исследовательских экспедициях:

— Из личного опыта: когда вижу кладбище, подобное дрибинскому, говорю: умножайте на три. Территория некрополя по периметру окопана рвом — это граница, разделяющая жизнь и смерть. Волонтеры насчитали порядка 400 мацев. Но судя по тому, что между памятниками есть большие свободные участки, можно утверждать, что погребений было больше. Куда исчезли остальные камни? Некоторые находятся под землей — упали, заросли травой, и выглядят как большие кочки. Возможно, часть плит когда-то была увезена, использована в качестве строительного материала или для других целей — история знает немало таких случаев. На кладбище мы видим мацевы из недорогого серого, грубого обработанного гранита. Но социальное расслоение в местечке было, а могилы состоятельных людей — владельцев мастерских, арендаторов мельниц — выглядели иначе. Однако надгробий из полированного гранита или мрамора нет.
Что можно сказать о дрибинском кладбище? В 2010 году в Витебской области, в Глубоком, наши эпиграфисты нашли одну из старейших мацев в Беларуси — стелу, сделанную из мельничного жернова, и датированную 1708 годом. Здесь столь сенсационных находок, видимо, не будет. Есть несколько надгробий с могил детей — еврейское совершеннолетие наступает в 12 -13 лет. В одном ряду обнаружилось несколько захоронений убитых — без указания фамилий.

Михаил Васильев, старший научный сотрудник лаборатории востоковедения Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы:
— Мы регулярно принимает участие в эпиграфических и этнографических экспедициях на территории Беларуси, Литвы, Украины и России, изучаем старинные еврейские кладбища, занимаемся чтением и расшифровкой эпитафий. Чаще всего ездим в Беларусь и Украину, где в царское время проходила «черта еврейской оседлости», за пределами которой запрещалось постоянное жительство иудеям за исключением нескольких категорий — купцы первой гильдии, врачи, адвокаты, отслужившие рекруты.
Работая на кладбище в Дрибине, часто встречали на надгробиях нетрадиционную форму, перевод которой гласит: «здесь покоится сын или дочь добрых родителей…». Другой вариант: эпитафия начинается с поэтической строки: «как сильно я скорблю…», а далее идет имя усопшего, сведения о родителях. Все это интересные локальные особенности.

Как рассказала историк Ида Шендерович, в ближайшее время вся информация о захоронениях, собранная на еврейском кладбище Дрибина, будет размещена на сайте Могилевской еврейской общины.
Текст и фото Максима ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *