Васильев вечер

По законам Божьим

Надо сразу сказать, что тот самый Василий, в чью честь и память назван день 14 января (по церковному календарю 1 января), это великий христианский святой, яркий проповедник, епископ в Кесарии Каппадокийской (ныне это территория Турции и город-миллионник Кейсери). Жил этот знаменитый богослов, кстати, составитель чина литургии, которая даже и носит его имя, в III веке. Прославился красноречивой полемикой с еретиками-арианами и известен, как нравственный учитель и противник язычества(!). Самое замечательное, на мой взгляд, последнее. Большинству читателей не надо говорить, насколько в дни святок массовое сознание приковано к разного рода гаданиям. Это не мода последнего времени, а больной пережиток язычества, который Церковь пока не может победить. Даже больше скажу, еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова от первых библейских времен Моисей пророк оставляет такие обращения: «Не ворожите и не гадайте» (книга Левит 19, 26), «Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (книга Второзаконие 18, 14), пророки проклинают ворожей, а Новый завет вообще полон увещеваний даже не общаться с таковыми.
Сами, дорогие мои, понимаете, как диссонирует всё это с тем, что мы слышим и видим повсеместно. Со всех сторон на нас «сыпятся» советы удачной ворожбы и заговоров на жениха, на богатство, на удачу и прочее. Молодым девушкам предлагается во многих случаях для большего магического эффекта полностью обнажаться. Это напоминает старую шутку о том, что огурцы для урожая должен сеять мужчина и желательно без одежды (ну, что тут сказать). Впрочем, к сути разговора. Канун Васильева дня, это же, строго говоря, Новый год, а тут уж, как говорится «как встретишь, так и проведешь». По приметам: в канун денег в долг не давать, (вспомните современное: в новый год — без долгов); чтобы год не был голодным, надо есть «от пуза» — «жирная» кутья, или «васильева каша» была основным блюдом наряду со свиным студнем. Василия почитали, как покровителя свиней (?), тем не менее, на столе в Васильев вечер без холодца и поросенка — никак.
Из позитивного: на Василия запрещалось ссориться, чтобы новый год не попортить; нужно веселиться, шутить, чтобы прогнать скуку и горе-злосчастье. Во многих местах по деревне ходили пастухи и кнутами «выщёлкивали» старый год — за отдельную плату(!).
Вы знаете, иногда, изучая обычаи, приметы, невольно встречаешь не только гневные отповеди в адрес язычества, но и довольно лояльное отношение со стороны клириков — дескать, перебесятся. Почему-то думается, что это не так, напоминает есенинское «розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать». Два разных мировосприятия, как сказал апостол Павел: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божьего с идолами?»(2 Коринфянам 6:15, 16).
Так что, мое слово к верующим братьям: не ищите, как соединить несоединимое, а чтите свое, святое. Это и будет более приличным в Святки.
Кстати, дни празднования Рождества Христова — до 13 января включительно. А на Василия все Василии могут просто отметить свои именины и лучше посетить Божьи храмы, помолившись за литургией Василия Великого.
Да, и еще на десерт немножко примет: в полночь на Василия садоводы трясли с яблонь снег — к урожаю. Южный ветер ночью предвещал жаркий и благополучный год, западный сулил большое молоко и много рыбы, а восточный буквально навязывал фруктово-ягодное лето. Пчелам мог помочь с медосбором только обильный иней на деревьях.
Мы понимаем, что ни иней, ни ветер не формирует жизнь человека, важно другое. Наши предки умели сохранить позитивный взгляд на будущее — при любых обстоятельствах человек если не с рыбой, так с грибами оставался в мыслях на грядущее лето.
Мир всем, мои дорогие.
С уважением, отец Геннадий, настоятель Свято-Троицкого храма аг. Рясно



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *