Свято место, где храм стоял

Год малой родины

За многовековую историю христианства православными предками были построены десятки тысяч церквей и часовен. В основном, деревянных, ведь территория Беларуси была покрыта лесом. Лесом жили — в нем охотились, собирали грибы и ягоды; из древесины вырезали утварь и строили хаты. Закономерно, что храмы тоже были деревянными. Но век деревянных построек недолог: сотня или чуть больше лет, если не произошло какого несчастья, например бури или пожара. Предки к этому относились спокойно — на месте исчезнувших культовых сооружений строили. Ну, а если храм не возобновлялся, то там, где была церковь или часовня, ставили поклонный крест — в память. Ибо считается, что где ранее стоял храм, незримо присутствует ангел-хранитель, а место — свято…
Бывая в разных уголках Беларуси в туристических походах, я не раз видел видеть кресты на месте прежде существовавших храмов. Традиция увековечивания памяти возрождается. Есть пример и в нашем районе. Жители деревни Кледневичи во главе со старостой Михаилом Ивановичем Аникеевым осенью прошлого года пригласили священника и установили поклонный крест на том месте, где когда-то стояла церковь святителя Николая Чудотворца. В скором времени там появится памятная табличка.
Михаил Аникеев — давний подписчик «районки». Деревенский старожил — родился в Кледневичах в 1929 году, и многое может рассказать об истории своей малой родины. Во время недавней встречи я поинтересовался: что побудило взяться за благое дело? И, если честно, другого ответа и не ожидал:
— Повод один — я же местный. И помню, что собой представляли Кледневичи раньше: и домов пустых не было, и молодежи — не пересчитать. Сегодняшнее время — сложное, и история не всем интересна. Но забывать прошлое нельзя.
Церковь святителя Николая Чудотворца была построена в селе до 1734 года, — это Михаил Иванович знает из книги «Память. Дрибинский район». К 1897 году, когда в Кледневичах насчитывалось уже 111 дворов и 800 жителей, храм отстроили во второй раз — первоначальное здание, по слухам, сгорело во время пожара, которые в деревне были не редкость. При храме действовала церковно-приходская школа, которую посещали более 70 ребят, преимущественно мальчики; рядом находились постройки церковного причта, где жил и священник с семьей. Фамилию настоятеля Михаил Иванович не помнит, но может рассказать, как выглядело сооружение:
— Мал по годам, но запомнил. Церковь стояла на холме и была хорошо видна, если ехать из Дрибина. Бревенчатая, с одним куполом, высотой метров десять — вертикальной композиции. Рядом, отдельно, стояла колокольня. И это неудивительно — у нас был центр большого прихода. В храм ходили не только односельчане, но и жители поселков Никольск №1, №2, №3 и № 4, деревень Медведово и Медведовка — сейчас это Горецкий район. Плюс, многие крестьяне жили отдельно — на хуторах. Можете представить, сколько это прихожан?.. Для полноты картины еще факт: 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в деревне всегда проходил храмовый праздник. Была ярмарка — родители всегда покупали мне и младшим братьям конфеты и свистульки. А вокруг церкви стояли длинные ряды деревянных скамей для тех, кто приходил на молебен.
Что еще помню… Возле храма находилось захоронение — по всей видимости, могила какого-то прежнего священника. Возможно, не одна — некоторые из односельчан говорят, что могил насчитывалось три.
Табличка, которую мы хотим установить на церковище — месте, где стоял храм, гласит, что он был разрушен в годину гонений за веру христову. Как это соотносится с реальностью? После Октябрьской революции в соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 23.01.1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» началось массовое закрытие церквей и монастырей. Преследовалось духовенство, монахи и верующие независимо от вероисповедания. Когда именно Николаевская церковь перестала действовать, точно не скажу. Ее закрыли, полагаю, в 1938 году — сбросили крест, увезли колокола… Потому что именно тогда мой отец принес из церкви несколько икон — на хранение, а вскоре был призван в армию и ушел, как тогда говорили, в польский поход — воевать в Западную Белоруссию. Отец погиб на финской войне, а иконы висели у нас в доме до 1943 года, пока немцы, которые обустраивали линию обороны, не приказали жителям оставить деревню. Нашу хату разобрали на стройматериалы, куда исчезли иконы — не знаю. Разобрали солдаты и церковь.
Свято место, где храм стоял… Замечательно, что по прошествии стольких лет о церкви святителя Николая Чудотворца снова заговорили. Звучит банально, но… Мы не имеем права забывать страницы истории, какими бы они не были.
Максим ТЕТЕРИН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *