Три «Спаса» — два взгляда 

Праздники

Так уж получилось, что один из главных праздников христиан – воспоминание Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «поместился» аккуратно в Успенском посту и посередке двух почитаемых в народе праздников – Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и Перенесения Нерукотворного образа Спаса на убрусе (холсте). Вот и вышло, что три Господских праздника как бы в одном ряду. Всё бы ничего, только совпадение по времени со сбором урожая «обставило» празднование такими элементами, что в памяти людей ничего, ну или почти ничего не осталось «ни от буквы, ни от духа» событий.  

Итак, по порядку: Изнесение (происхождение) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа – вспоминается, как в Константинополе выносили в эти дни частицы Креста Господня из императорской домовой церкви в Софийский собор для поклонения и служения заздравных молебнов с освящением воды. Событие совпадало по времени с памятью семи мучеников Макавейских (это такая еврейская фамилия, в переводе означает молот  на врагов). Маккавеи своим примером явили стойкость веры перед лицом сирийских захватчиков даже до смерти, именно поэтому они и заслужили христианское почитание, несмотря на то, что жили почти на две сотни лет до Рождества Христова. Созвучие маккавеи со словом мак вообще сместило акцент с Креста Господня до народного – макового, или медового спаса. Судите сами – насколько разумно уходить от поклонения Богу и ставить во главу угла цель – отведать медку, пускай себе и освященного? Тем не менее в церкви в это день освящают начатки нового урожая моркови и новый сбор меда, а также в этот день начинается Успенский пост до самого праздника Успения Божьей Матери 28 августа.  

Преображение Господне 19 августа – в народе яблочный спас. Сразу скажу, что в некоторых православных монастырях, особенно на Украине, яблоки освящаются гораздо раньше праздника по мере созревания плодов и спокойно себе употребляются в пищу. Никого не хочу обидеть, или смутить — в православном Типиконе указана молитва на освящение винограда в этот день, поскольку в наших краях созревают яблоки, потому и освящаются вместе с не совсем уже и экзотическим виноградом. Смысл же праздника состоит в том, что Господь своим Преображением перед апостолами (Евангелие от Матфея17, 2-3) показал им и всем нам – его ученикам, во-первых, свою Божественную природу, а во-вторых, величие в которое мы призваны. По мнению богословов, во время самого события на горе Фавор уже произошло обОжение человечества и освобождение от первородного греха.  

И, напоследок о нерукотворном Образе Спасителя на полотенце (Святой Мандилион). Согласно преданию Церкви, некогда в городе Едесса (современная Турция) жил правитель Авгарь. Жестоко страдая от тяжкого недуга, он послал человека за помощью к Христу, поручив при этом своему слуге написать портрет Спасителя. Сколько ни старался, последний так и не смог исполнить задание – портрет не удавался. Увидев это, Христос попросил подать воды и, умывшись, вытер лицо платком, но котором чудесно изобразились его черты. Святыню передали царю и он, получив облегчение в болезни, аккуратно хранил реликвию. В 944 году икона торжественно была перенесена в Константинополь. Насколько эти события соотносятся с народным названием «ореховый спас» — фантазируйте сами.  

Подвести итог можно так: наш народ просто соединил свои бытовые события, а именно уборочную страду, со славными страницами в жизни Церкви, может быть иногда и не очень корректно, но всегда творчески. Честно признаюсь, что желая донести до вас, дорогие мои, информацию наиболее полную, я старательно «походил» по интернету и, кроме всяческой ерунды, связанной с суевериями и гаданиями, так особенного ничего и не нашел. Учитывая такое положение дел, напомню вам слова Священного Писания «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси…» (Послание Галатам 5:19, 20). Посему призываю вас – не увлекайтесь гаданиями и прочей ерундой, а свято следуйте учению Господа. С праздниками вас всех, дорогие мои. 

 С уважением иерей Геннадий Мартынов, настоятель храма Святой Троицы п. Рясно. 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *