«В каждом человеке — солнце». О работе классов интегрированного обучения рассказывают педагоги Михевской СШ

Официально

Оксана Черненко


Каждый родитель желает видеть родного ребенка образованным и успешным. Даже если он в чем-то отличается от большинства своих сверстников, например, в темпах усвоения школьного материала. У таких детей специалисты нередко выявляют так называемые особенности психофизического развития. По сути это всего лишь сухой термин, который никак не отображает способностей и возможностей конкретного ребенка, его внутренний мир, но за ним часто стоит родительская боль, растерянность, непонимание. Благо, общемировая тенденция сегодня направлена на то, чтобы не выделять таких ребят в отдельную, изолированную группу, а дать им возможность развиваться вместе со всеми. Речь идет об интегрированным обучении и воспитании, которое успешно развивается и в нашей стране. Эта форма обучения позволяет усилить роль семьи в воспитании детей, включить детей с нарушениями в развитии в совместную со сверстниками деятельность, реализовать одну из основных целей специального образования — успешную адаптацию к условиям социальной среды. Количество классов интегрированного обучения и воспитания в школах растет из года в год, а значит, все меньше девчонок и мальчишек чувствуют себя в чем-то ограниченными или ущемленными.
«В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить». Таков девиз работы педагогического коллектива Михеевской средней школы, которая уже на протяжении шести лет является опорным учреждением в системе специального образования в нашем районе.
— Сегодня у нас функционируют 5 классов интегрированного обучения и воспитания, специальный класс, где занимаются 23 ученика. Кроме того, функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи, который посещают 21 ребёнок, — рассказывает директор школы Владимир Михайлович Кривицкий. — Почти половина ребят, которые занимаются в классах интегрированного обучения и воспитания, к нам приезжает из райцентра, организован подвоз и из других населенных пунктов. Работа педагогов направлена на дифференцированный подход в школьном обучении. Созданы необходимые условия для занятий с детьми — так называемое образовательное пространство. Имеются отдельно оборудованные кабинеты. В этом несомненная заслуга наших учителей-дефектологов, грамотных и компетентных специалистов.

Это педагог с высшей квалификационной категорией Оксана Абдумуминовна Черненко, педагоги с первой квалификационной категорией Елена Аркадьевна Каплунова, Людмила Леонидовна Саренкова и пока еще молодой специалист, выпускница нашей школы Юлия Павловна Захарова. Учителя-дефектологи работают над оснащением кабинетов дидактическими и коррекционно-развивающими средствами обучения, всем необходимым материалом для работы с детьми, имеющими особенности развития.
В кабинетах, где проводятся занятия с данными ребятами, действительно чувствуется особая атмосфера. В этом мы убедились во время посещения школы. Например, в кабинете, где расположен пункт коррекционно-педагогической помощи, сразу бросается в глаза разнообразие наглядного материала, обилие красочных и оригинальных детских поделок, привлекают внимание оборудованные игровые зоны. В уютной и непринужденной обстановке учиться веселее и интересней, даже если не все дается сразу и легко.
В школе для всех детей без исключения проводятся совместные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей учеников, формирование здорового образа жизни, экологическое и гражданско-патриотическое воспитание.
Логическим продолжением системы интегрированного обучения и воспитания является инклюзивное образование, в основе которого лежат идеи равного отношения ко всем людям. То есть, все дети обучаются совместно во всех случаях, когда это возможно, несмотря ни на какие трудности и различия между ними. Инклюзия предполагает адаптацию среды к потребностям ребенка и его возможностям, а не наоборот.
— Приказом Министерства образования Республики Беларусь «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018-2019 учебном году», — включается в беседу заместитель директора по учебной работе Лариса Петровна Котова, — наша школа вошла в утвержденный перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность. Мы участвуем в республиканском экспериментальном проекте «Апробации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития». Эксперимент рассчитан на 3 года. В нем участвуют три класса. В первом классе — классе совместного обучения и воспитания — все дети занимаются по программе общеобразовательной школы и 4 ученика получают коррекционную помощь со стороны учителя-дефектолога. Во втором специальном классе и в шестом классе интегрированного обучения и воспитания, учащиеся с особенностями психофизического развития занимаются по программам согласно образовательного маршрута, определенного ГУСО «Дрибинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которое внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети.
Логичным остается последний и, пожалуй, главный вопрос: как складывается судьба детей, у которых были выявлены определенные особенности в развитии? Учеба в обычной общеобразовательной школе, но при оказании своевременной, квалифицированной помощи, приносит свои плоды. Как рассказали нам Владимир Михайлович и Лариса Петровна, многие ребята, пройдя первую ступень специального обучения на базе школы, «выравниваются», подтягиваются в своем развитии и продолжают учебу наравне со сверстниками по общеобразовательной программе.
— Что касается других ребят с особенностями психофизического развития, — продолжает тему Владимир Михайлович, — то в нашей школе уже был выпуск таких учащихся. Они успешно сдали выпускной экзамен по трудовому обучению — этому предмету уделяется особое внимание, — закончили Хотимский государственный профессиональный лицей №16, получили профессии слесаря и штукатура. На протяжении трех лет мы осуществляли патронат за этими выпускниками. Сегодня мы можем сказать, что они успешно прошли социализацию, трудоустроены, создали свои семьи.
Сейчас, когда интегрированное обучение и воспитание активно внедряется в практику, очень важно найти взаимопонимание с родителями. Одним необходимо научиться самим и научить своего ребенка адекватно и лояльно воспринимать недостатки тех, кто находится рядом. Другим — понять, что многие проблемы их детей можно скорректировать, если доверится специалистам, и тогда у каждого появится шанс проявить свои способности, найти свое место в жизни.
Ирина ТЕТЕРИНА
Фото Максима ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *