«Республика ШКИД» с пропиской В Рясно

Калейдоскоп Официально

Один из лучших водителей БГСХА Александр Козырев подал на посадку закрепленный за ним автобус строго по расписанию. Места в салоне привычно заняли студенты – члены академического клуба «Чуткие сердца» и их добровольные помощники. Более десяти лет тому назад этот клуб создала, и все эти годы не расстается со своим «детищем», педагог социальный управления воспитательной работы с молодежью Светлана ТИМОШЕНКО.

Такого маршрута «Академия – Рясно» нет ни в одном расписании. Однако, регулярно, по несколько раз в год, по нему отправляются студенты-волонтеры с добрыми сердцами. Сегодня они едут в агрогородок, что в соседнем Дрибинском районе, с почетной миссией. Ребята решили посадить для своих подшефных – воспитанников Ряснянской школы-интернат для детей с особенностями развития фруктовый сад. Выкопанные заранее саженцы комфортно едут вслед в грузовой машине.

На этот раз добровольными помощниками членов клуба стали иностранные граждане, что приехали в академию на учебу. Кроме ребят из Туркменистана среди них особенно ярко выделяется темнокожая девушка. Это Августа Ике из африканского государства Нигерия. Она закончила у себя на родине колледж, а продолжать учебу приехала в неизвестную для нее страну – синеокую Беларусь. И, похоже, уже успела за такое короткое время – всего-то чуть больше месяца – искренне влюбиться в нее. Августе и другим иностранным гражданам быстрее адаптироваться помогает старший преподаватель кафедры русского языка Жанна КУРДЕКО. Она тоже едет вместе с ними в Рясно. По дороге, увидев из окна автобуса озеро, нигерийка радостно произносит на ухо своему преподавателю это непривычное для себя слово. И уже, кажется, совсем освоившись в этой молодежной компании, не стесняясь акцента, увлеченно интересуется через своего «переводчика» всем, что пришлось увидеть в тот день. Такие совместные мероприятия помогают не только девушке из «черного» континента, но и другим иностранным гражданам, что учатся в БГСХА, постоянно для себя открывать и лучше познавать Беларусь, ее трудолюбивый и гостеприимный народ.

В Рясно ребят уже ждали. И не только преподаватели вместе с директором школы Виктором ПАЦАНКОВЫМ, но и воспитанники этой, не совсем обычной, школы. Операцией по закладке нового сада руководили С.И.Тимошенко и ее «правая рука» в клубе «Чуткие сердца» студентка пятого курса Виктория Акуленец. Потом для гостей хозяева провели экскурсию по территории школы, учебному и жилому корпусам. Пожалуй, главная уникальность этого заведения в том, что здесь, в отличие от других учреждений образования, говоря словами классика, педагоги прививают детям «привычку к труду благородную».

Виктор Евгеньевич Пацанков возглавляет коллектив с 2008 года. Три года тому назад здесь открыли 11-е классы социально-профессиональной адаптации детей, в которых ребята обучаются конкретной специальности: рабочего зеленого строительства, овощевода, швеи. Школа заключила договора с рядом предприятий, на базе которых ее воспитанники проходят производственную практику. Так, в Дрибинском коммунхозе они работают озеленителями. В местном фермерском хозяйстве обучаются будущие овощеводы. Хватает работы и юным швеям. Это их руками под контролем мастеров производственного обучения сшиты оригинальные шторы с ламбрекенами, покрывала, скатерти и многое другое, что требует аккуратности, фантазии и терпения и так удачно вписалось в интерьер зданий.

В школе, в отличие от других, нет контрольной цифры набора. В этом году здесь воспитывается 77 ребят, хотя в прошлом их было на 30 больше. Среди воспитанников 43 сироты, у некоторых из них есть приемные родители, а 29 – круглые сироты. Сиротами дети становятся по разным причинам. Но основная – лишение родительских прав. Так что категория воспитанников Рясненской школы-интерната достаточно сложная. Самым младшим из них 8-9 лет. В этом году первого класса нет, во втором – всего 8 детишек.

Каюсь, я пыталась заметить какие-то внешние отличия этих ребят от их сверстников из обычных школ – бесполезно. Они показались мне даже более воспитанными. А уж тому идеальному порядку в учебном и жилом корпусах, на самой территории, которую украшают веселые ярко-желтые смайлики, изготовленные ребятами в мастерской, с девизами «У нас не курят», «Мы любим спорт», оставалось только удивляться. Как, собственно, и многому во время той встречи.

Вот, скажем, две огромных, выше роста человека, теплицы под пленкой. У них, как и у многих других направлений деятельности школы, своя история. В 2006 году в Рясно приехали итальянцы – члены благотворительной организации «Помоги им жить». Они сами установили теплицы, накрыли их специальным полиэтиленом, рассчитанным минимум на 10 лет службы. В теплице ребята выращивают два урожая в год. Первый – это редис, лук, салаты и др. А потом до поздней осени в защищенном грунте созревают томаты и перцы. Вторую теплицу сначала хотели использовать, как оранжерею. Но в нынешнее рыночное время, когда лишних денег практически не бывает, а расходы школы растут, нашли ей более прагматичное решение. Теперь здесь выращивают рассаду различных цветов. Оказывается, разноцветная радуга из них не только на территории школы, но и в райцентре, дело рук трудолюбивой ребятни из школы-интерната. Только для украшения Дрибина реализовали рассады цветов почти на 9 млн. руб. На пять миллионов продали ее Чаусам. Чем не повод для восхищения и подражания! А ведь это доход лишь с одной теплицы, и при этом цена цветка смешная – всего одна тысяча рублей. А создай таким ребятам условия, у них, как в той песне, и «на Марсе будут яблони цвести».

Экологически чистые овощи, что школа выращивает сама, идут на удешевление питания, позволяют сделать ежедневное 4-разовое меню более разнообразным и витаминизированным. И есть в этом заслуга голландцев. А точнее, их технологии выращивания овощных культур. Голландскому проекту уже больше 10 лет. Именно столько благотворительная организация из Голландии «Помоги людям» работает в нашей области. Повезло и этой школе-интернату. Хотя, когда голландцы привезли в Рясно свои первые семена, не все поверили в успех. Это как в той сказке о нетерпеливом Волке, которому предложили самому выращивать хлеб – это же, сколько времени надо на всё! Но в этой школе к трудностям привыкли, потому и смело взялись за освоение голландской технологии. Новоявленных овощеводов не смущало, что едва ли не каждый месяц голландские волонтеры посещали этот белорусский опытный огород, фотографировали посевы, вели записи в дневнике. Проект, рассчитанный на то, чтобы научить детей выращивать экологически чистые овощи, уже не первый год дает в Рясно поразительный эффект. И, если говорить в шутку, вполне мог бы составить конкуренцию известной агрофирме «Ждановичи».

Итальянские и голландские благотворительные организации – далеко не единственные спонсоры этой необычной школы. Как-то, вспоминает ее директор, несколько лет тому назад приехал в Рясно американец. Джон уже неплохо знал Беларусь, участвовал в благотворительном фонде «Ковчег», оказывал гуманитарную помощь ребятам из интернатов и детских домов. На этот раз он представлял свой частный проект. «И на какие цели хотите потратить благотворительные средства?» – задал он конкретный вопрос директору. «Дырок» Виктор Евгеньевич назвал гостю немало. Хотелось, в первую очередь, сделать косметический ремонт. Американец сначала согласился. Но, когда его по нашей традиции гостеприимно пригласили в школьную столовую пообедать, Джон вдруг предложил: «Поставьте сюда хорошие столы». Просьбу дарителя выполнили. И уже потом, приезжая в Рясно и давая интернату деньги, он разрешал их тратить «по своему усмотрению».

А недавно в школу пришла не совсем обычная гуманитарная помощь в виде летних домиков для пасеки. Ребята вместе со взрослыми решили переделать их на зимний вариант. В мастерской, показывая первые результаты такой «перепланировки», директор поделился задумкой приобрести весной пчелиные ульи, чтобы был у ребят и свой мёд. Услышав об этом, Светлана Тимошенко пообещала изучить этот вопрос в академии, где, как известно, есть своя знаменитая пасека.

Словно на «десерт» приберег Виктор Евгеньевич и еще одну новость. Оказывается, год назад эта школа-интернат, единственная на Могилевщине, выиграла грант Организации Объединенных Наций в размере 50 тысяч долларов США и получила право заменить свои морально и физически изношенные очистные сооружения на современные, с точки зрения экологии, чехословацкие. При этом получателю гранта пришлось пройти все этапы: от разработки проектно-сметной документации, выбора подрядчика, до пуско-наладочных и других видов работ. Правда, и в выделенную грантом сумму в связи с прошлогодней девальвацией рубля уложиться не получилось. Пришлось искать новых спонсоров. Но разве в этом дело? Главное, что уникальный Ооновский проект уже работает!

А недавно здесь встречали пожилую жительницу из Голландии, которая… еще до войны воспитывалась в Рясненской школе-интернате. Путаницы здесь никакой нет. У заведения очень богатая история: оно было открыто в далеком 1929 году. Деревянные постройки того времени не уцелели, но зато на территории школы сохранился в хорошем состоянии бывший храм с метровыми стенами. И гостья помнит, как с него сбрасывали колокола. Во время войны девушка была угнана в Германию, там же вышла замуж, переехала жить в Голландию. Но те колокола ее маленькой родины, видимо, и сегодня звучат в сердце, коль она, на старости лет, решилась на такую неблизкую экскурсию в свое детство. Иностранка с белорусскими корнями открыла для себя совсем другую Беларусь. Страну, где восстанавливают разрушенные святыни и строят новые храмы, где уважают чувства верующих. И где государство заменило многим детям-сиротам, в том числе и при живых родителях, заботливых отца и мать.

С особой благодарностью в школе говорят о студентах – членах академического клуба «Чуткие сердца». У воспитанников интерната хватает всего: они сыты, одеты, есть свой современный компьютерный класс с выходом в Интернет, уютные учебные, спальные, жилые и игровые комнаты, спортивный зал и столовая, телевизоры, игрушки, книги и многое другое. Но встречи с будущими специалистами АПК, привезенные ими специально для своих подшефных сладости и другие недорогие подарки, не имеют цены. А уж про концерты и театральные постановки, с которыми регулярно приезжают «Чуткие сердца», и говорить не приходится. У них такой огромный эмоциональный и воспитательный эффект, готовый растопить любой лёд недоверия. И трудно ответить однозначно: кто от такого диалога и контакта получает больше удовольствия.

А еще меня поразило то, с какой любовью и гордостью говорит о своих воспитанниках директор. О том, что никакая обычная школа не может похвастаться тем, что их дети с интеллектуальными недостатками талантливы и не только участвуют, но и побеждают в играх «Спортландии», республиканском конкурсе художественной самодеятельности «Вясёлкавы карагод» и других, о чем говорят многочисленные дипломы и благодарности, в том числе и от министерства образования. А в словах «наши детки», которые Виктор Евгеньевич употреблял в разговоре через раз, мне послышалась какая-то материнская теплота. Несмотря на его должность, ребятня тянется к нему, как к близкому человеку. И это видно невооруженным глазом.

На обратном пути в автобусе повисла необычная тишина. Видимо, ребята, каждый по-своему, «переваривали» новую информацию. Сильные впечатления от этой встречи остались у всех. Особенно у иностранных граждан, кто впервые увидел своими глазами не только конкретную работу членов клуба «Чуткие сердца», но и тех сельских ребят, что в них нуждаются. Похоже, эта встреча потрясла и Августу: на прощание девушка достала из своего кошелька денежную купюру и передала ее в дар школе. А затем всю дорогу до Горок больше молчала.

Думаю, эти ребята, вряд ли, читали хорошо известную советской школе повесть «Республика ШКИД», написанную блестящим писателем и педагогом А.Макаренко в соавторстве с Г.Белых. Она вышла в 1927 году. Заметьте, всего за два года до открытия школы-интернат в Рясно. Повесть во многом автобиографичная и рассказывает о жизни и обычаях в интернате закрытого типа, в котором воспитывались не только малолетние правонарушители, но и беспризорные, и трудные дети. Антон Семенович Макаренко много лет работал в таких учреждениях, непосредственно занимался не только воспитанием, но и перевоспитанием подростков. Его вклад в педагогику как науку, в основе которой лежит трудовое воспитание, огромен.

Главный герой повести, переведенной на многие языки мира, заведующий школой, президент «республики ШКИД» со странным именем – Викниксор. Он также «списан» с реального человека – выдающегося педагога того времени, выпускника историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Виктора Николаевича Сороки-Росинского (отсюда и это сложное название – Викниксор). Его педагогический портрет, как, собственно, и все произведение, написаны так мастерски, что писатель Максим Горький позже скажет: «Для меня эта книга – праздник, она подтверждает мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей». Именно эта повесть и, прежде всего, образ заведующего школой Викниксора помогли Горькому лучше понять и педагогический талант самого Макаренко, который отчетливо просматривается в «Республике ШКИД». Сравнивая двух педагогов, занимающихся одним и тем же великим делом, в письме к Антону Семеновичу Максим Горький напишет: «…мне кажется, что Вы именно такой же большой человек, как Викниксор, если не больше. Именно такой же страстотерпец и подлинный друг детей…»

…В своем, возможно, не совсем удачном сравнении Рясненской школы-интерната с «Республикой ШКИД», я не провожу никакие параллели. Но почему-то эта поездка, во время которой мне посчастливилось увидеть настоящих искренних друзей ребят, большинство из которых судьба обделила родительской теплотой и лаской, вернула из глубин памяти страницы когда-то любимой повести…
Людмила ГОНЧАРОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *