Темы

Потерянное детство

Потерянное детство

В возрасте, когда деревья кажутся большими, живешь с твердой уверенностью в том, что детство есть у всех детей на свете. Ведь это естественно: любовь родителей, игрушки, друзья во дворе, бесконечное мороженое летом. Но есть поколение людей, которое говорит о своем детстве с болью. Те, кто родился в конце 1930-х – в первой половине 1940-х, и кому нынче исполнилось по 75-80 лет. Дети войны. Они пытаются забыть далекие годы, но не получается. Слишком яркие образы, слишком глубокие раны…


— Когда началась война, мне было 6 лет. Но многое из случившегося тогда помню отчетливо, — начинает свой рассказ житель деревни Белая Аркадий Гаврилович Фомин. — Память ведь можно тренировать, как и тело: решай кроссворды, к примеру. Да и работа у меня была интересная. Всю жизнь преподавал физику — школьникам, студентам; даже за границей довелось этим заниматься — в Афганистане. Физика — нескучный предмет. В реальной жизни все происходит именно благодаря этой науке. Впрочем, немного отвлекся, извините.
Родился я в Могилеве, но самые первые годы прошли в Великих Луках. В Псковскую область наша семья переехала за несколько лет до войны. Родители были учителями: отец, Гавриил Иванович, преподавал географию в педагогическом училище, а мать, Анастасия Ивановна, вела в начальных классах школы. Из детей я самый старший. Средний брат, Леня, появился на свет в 1937-м. А год спустя родился Саша.
Воспоминания о Великих Луках? Самые яркое — как заблудился. Гулял на улице, свернул не туда и протопал полгорода… А еще я не ходил в детский сад. Вернее, пробыл там один день и устроил родителям скандал: не хочу. Аргументы, как помню, приводил самые убедительные: мол, уже большой и многое умею. В итоге в семье появилась няня, которая приглядывала за всеми нами.
В общем, рос я с характером и довольно самостоятельным. Впоследствии пригодилось. Но об этом позже.
Летом 1941 года отец решал: куда отправимся погостить? В Сибирь — к родственникам в Иркутск, или в Белоруссию — в деревню Сорочино Быховского района к сестре мамы? Выбор пал на Могилевщину. Нас он отправил, а сам собрался в Ленинград — на сессию в педуниверситет. Там его и застало начало войны. И все годы — ни весточки. Мама терялась в догадках: жив ли? Папа тоже терзался неведением. Забегая вперед, скажу: воссоединились уже в 1945-м. Отец демобилизовался из армии и отыскал нас.
Значит, мы уехали в Белоруссию. Дальше понятно — оккупация… Сколько натерпелась мама за это время — одна, с тремя мальчишками на руках! Наша добрая, ласковая мама…
Как-то так вышло, что в Сорочино мы жили отдельно от родственников. Занимали комнату с печкой в 2-х этажном кирпичном доме. Дом стоял отдельно, в парке, и это наводит на мысль, что до революции он принадлежал помещику.
Осенью 1942 года в парке на несколько дней остановилась колонна немецкой бронетехники — легкие танки. В одну из ночей машины сгорели. В деревне переполох! А мама спешно увела меня и братьев из деревни. На опушке леса встретились с конными партизанами.
Уже позже мама призналась, что время от времени передавала в отряд информацию о немецких частях. Так что сгоревшая колонна и наш побег — звенья одной цепи. После диверсии партизаны решили обезопасить связного.
В отряде было два лагеря — гражданский и собственно партизанский. Стоянки находились в нескольких километрах друг от друга. Мы прожили в лесу до весны. Помню холодную, темную землянку, в которой почему-то не было печки. Возможно, для маскировки, чтобы дым не засекли? А еще в стене была узкая нора. Там мы отсиживались, когда немцы предприняли первую облаву и нашли лагерь. Забились и сидели, как мыши. Слышали глухие голоса сверху — солдаты прошли рядом.
Второй раз мы спасались на болоте. Над лесом летал самолет-разведчик. Не знаю, куда бежали остальные. Мы же залезли под ветви густой ели, а поверх мама укрыла всех белой простыней. Уже лежал снег, и наши следы, ведущие к болоту, были видны. Но каратели не подошли. Удивительно!
А вот в третий раз не повезло. Обитателей лагеря привели в деревню Гамарня. На ночь всех поместили в амбар. А утром погнали в Быхов. На дорогах — весенняя слякоть, грязь. Брат Леня хотел пить и утолял жажду из луж.
К слову, потом, уже взрослый, я бывал в тех лесах, где мы скрывались от оккупантов. Из интереса искал место, где находились землянки. Увы, без результата.
Из Быхова нас привезли в Могилев поездом, в товарных вагонах. На территории завода имени Димитрова — ныне завод «Строммашина» — немцы устроили лагерь. Он относился к лагерям принудительного труда — для обслуживания подразделений на оккупированных территориях. Запомнилось ощущение холода. Людей загнали в сырые цеха. Спали на цементном полу. А чтобы согреться — жгли деревянные ящики.
Уже позже узнал, что на территории завода гитлеровцы и евреев расстреливали — из числа гражданского населения, и военнопленных красноармейцев.
Лагерь просуществовал до осени 1943 года, а потом был расформирован. Заключенных отправляли куда-то в тыл. Вывозили на машинах, подводах по минскому шоссе. Когда подвода, на которой сидела наша семья, проезжала возле церкви Трех святителей, конвоир-немец отлучился — ушел вперед. Мы ехали последними, и мама сообразила, как воспользоваться ситуацией. Слезла с телеги, взяла Сашу на руки… Неподалеку стояла группа рабочих — заслонили. Так и сбежали. Закончилась жизнь узников.
Приютила могилевская родня. Но потом мама заболела тифом и попала в больницу. И нас, братьев, от безысходности отдали в детский дом. Был такой в городе, конечно же, немецкий. Там немного кормили и учили. Буквари на русском языке, но с особенностями. На первой странице — портрет Гитлера. Мне это дело не понравилось, отказался заниматься. Били линейкой по рукам. Но я уперся.
Еще помню, как какой-то немец бросал с третьего этажа, из окна квартиры — дом стоял напротив — маленькие хлебные буханочки. Голодные детдомовцы сбегались куча мала, а он лил сверху кипяток и смеялся. Ржал во все горло.
В общем, вы понимаете мое отношение к оккупантам. Оно сформировалось по-детски интуитивно — наглядных примеров хватало. И сейчас остается таким же.
Могилев освободили в последних числах июня 1944 года, и я был очевидцем тех событий. В один из дней мама пошла за мясом — кто-то сказал, что неподалеку лежит убитая лошадь. Долго не возвращалась, и я не вытерпел — отправился искать. Центр — Первомайская, Ленинская и Пионерская улицы — лежал в руинах. В считаных уцелевших домах не было окон или крыш. Дошел до школы №1, но увидел в оконном проеме труп немца и решил, что пойду обратно. Потом на глаза попался наш убитый пехотинец. Вдруг начался артобстрел, и я укрылся со стороны черного хода кинотеатра «Родина». Сидел на крыльце и смотрел, как горят яркими свечками телеграфные столбы. Неподалеку повстречал красноармейцев, и они меня покормили. Вернулся домой, а мама уже там.
Дальнейшая судьба нашей семьи также связана с Могилевом. Здесь нас нашел отец. Оказалось, что его призвали в армию прямо в Ленинграде. Папа попал в войска воздушного наблюдения, оповещения и связи. Демобилизовался в звании сержанта.
С его возвращением жизнь стала понемногу налаживаться. Отцу дали квартиру от областного отдела образования, где он работал инспектором-ревизором. Мама устроилась в милицейскую столовую. А я пошел в школу. Было голодно, тяжело, но мы были вместе. И в этом заключалось счастье. Ведь столько людей сгорело в пламени войны…
Максим ТЕТЕРИН

Последние новости

Калейдоскоп

Вербное воскресенье-2024 приближает христиан к завершению Великого поста и Пасхе

25 апреля 2024
Президент

Лукашенко проголосовал на выборах руководства ВНС

24 апреля 2024
Президент

Лукашенко выдвинут кандидатом на пост председателя ВНС

24 апреля 2024
Президент

Лукашенко: Беларусь не отрицает прогрессивные формы западноевропейской демократии

24 апреля 2024
Президент

Лукашенко: в Беларуси не отделяют власть от народа

24 апреля 2024
Президент

Лукашенко о ВНС: славянское вече в современном облике

24 апреля 2024
Президент

“Это эволюционное развитие”. Лукашенко на ВНС о новом этапе в политической жизни страны

24 апреля 2024
Профилактика и безопасность

26 апреля пройдёт Единый день безопасности дорожного движения «Открой сезон без нарушений!»

24 апреля 2024
Благоустройство

Добрые дела Дрибинской районной ветеранской организации

24 апреля 2024
Официально

VII Всебелорусское народное собрание начало свою работу

24 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

С 18 по 20 апреля пройдет Международная весенняя ярмарка туристических услуг «ОТДЫХ – 2024»

15 апреля 2024
Общество

Сегодня жители Дрибинского района плодотворно трудятся на главном субботнике страны

20 апреля 2024
Президент

Лукашенко – руководителям областей: не будет результата в этом году – ждите жесточайших репрессий

17 апреля 2024
Калейдоскоп

Пора сажать лук и чеснок. Лучшие сорта и благоприятные дни по лунному календарю в апреле 2024 года

16 апреля 2024
Официально

Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко представил Олега Стельмашка в должности своего заместителя

23 апреля 2024
Официально

В Дрибинском районе прошел Единый день информирования

18 апреля 2024
Официально

С какими вопросами обратились к руководству района жители Покутья?

17 апреля 2024
Официально

Итоги социально-экономического развития за первый квартал 2024 года обсудили на заседании Дрибинского райисполкома

19 апреля 2024