«Защита прав потребителей в эпоху умных технологий»

Общество

Ежегодно 15 марта в стране отмечается День потребителя. В 2019 году темой этого дня выбрана: «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий».

Все активнее в современных условиях используются цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так, уже привычными для граждан стали услуги по обеспечению онлайн-оплаты покупок товаров, жилищно-коммунальных услуг, мобильной связи, Интернета, железнодорожных и авиабилетов и др. В этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению прав потребителей на свободу выбора товара (работы, услуги) и на получение четкой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), исполнителях, продавцах, представленной в понятной форме, для принятия потребителями обоснованных решений относительно покупки товаров, заказа и оплаты работ, услуг с использованием цифровых технологий. Потребителям должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока использования.
От доверия и безопасности потребителей зависит успешность развития цифровой экономики.
Организация продажи потребительских товаров и оказание различных услуг посредством сети Интернет развивается очень динамично. По состоянию на 1 января 2019 г. в Торговом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 3 действующих интернет-магазина субъектов хозяйствования  Дрибинского района. Всеобщее понимание всех потребителей, как правильно приобрести товары посредством сети Интернет (средств связи, мобильных приложений и др.), может способствовать правильному выбору продавца (исполнителя), а также восстановлению нарушенных прав потребителей в случае приобретения товаров и оказания услуг ненадлежащего качества.
Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет, каждый потребитель должен знать следующее:

1.При осуществлении розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет через интернет-магазин на главной странице сайта интернет-магазина размещается следующая информация:
— наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица; если продавцом является индивидуальный предприниматель – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, информация о государственной регистрации, а также наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
— режим работы;
— способы оплаты товаров и их доставки;
— дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.
Образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств, размещаются на сайте интернет-магазина.

2.Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.

3.При доставке товара, приобретенного в интернет-магазине, потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах  не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.

4.Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца.

5.При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». 
Согласно законодательству, потребитель имеет возможность защищать свои потребительские права и интересы через органы государственной власти и управления, специально уполномоченные на то органы, вышестоящие организации и суд. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В пределах Дрибинского района государственная защита прав потребителей и контроль  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется отделом экономики Дрибинского райисполкома, куда граждане Республики Беларусь правомочны обратиться по вопросам защиты прав потребителей путем подачи письменных, электронных или устных обращений.
Отдел экономики райисполкома осуществляет контроль на территории Дрибинского района за соблюдением правил торгового, бытового и других видов обслуживания населения, рассматривает обращения, заявления и жалобы потребителей, а также консультирует население по вопросам защиты прав потребителей.
Следует отметить, что подавляющее большинство устных жалоб от потребителей поступило по вопросам приобретения товаров ненадлежащего качества в интернет-магазинах. Самыми популярными товарами, проданными через интернет-магазины, являются технически сложные товары (мобильные телефоны, ноутбуки и т.д.). Проблемные вопросы при защите прав потребителей: отсутствие кассовых чеков, подтверждающих факт продажи товара; продажа восстановленных мобильных устройств под видом новых; невозможность связаться с продавцом после продажи; отсутствие продавца (исполнителя) по месту регистрации и т.д.
Отделом экономики Дрибинского райисполкома ко Дню потребителя 15.03.2019 (8.00-13.00, 14.00-17.00) будет организована работа «горячей линии» по вопросам потребительской тематики, тел. 25676, 24819.


Татьяна ВЕРЕМЬЕВА,
главный специалист
отдела экономики
райисполкома



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *