Под крышей дома СВОЕГО

Общество

Иметь жилье — значит быть уверенным в завтрашнем дне. Собственный дом — это якорь, закрепляющий человека на одном месте…
Год назад в районной газете выходила статья о продаже жилья, построенного за счет сельхозорганизаций района. В районе назрела необходимость рассказать еще раз о данной процедуре. Связано это с тем, что 6 апреля в Республике Беларусь вступил в силу Указ №399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций». Под этот Указ в Дрибинском районе подпадают следующие акционерные общества: ОАО «Дрибин-Агро», ОАО «Пудовня-агро».

Согласно нормам, прописанным в Указе, жилье, находящееся в собственности открытого акционерного общества, переходит в собственность района. А это значит, что меняются и условия оплаты, ведь по закону все жилье, находящееся в государственной собственности, является арендным.
Хочется разъяснить: гражданин, который сегодня проживает в доме сельхозпредприятия, платит по коммунальным платежам: отопление, свет, вода, вывоз мусора и плата за техобслуживание. За коммерческое жилье, в статус которого в скором времени попадет жилье вышеперечисленных сельхозорганизаций, плюс к коммунальным платежам добавятся расходы ЖКХ на капитальный ремонт и самый важный пункт в статье расходов за жилье — арендная плата. Путем нехитрых вычислений ее можно подсчитать: арендная плата за общую площадь жилого помещения в 70 кв. м будет стоить 70 рублей — 1 рубль за квадратный метр. Это стоимость квадратного метра арендного жилья в Дрибине и Пудовне.
Но, как говорится, не все потеряно — сегодня еще есть возможность стать полноправным собственником жилья, построенного в рамках Президентской программы по возрождению села. Это дома со всеми коммуникациями, канализацией, хозпостройками, которые выделяет хозяйство своим работникам.
Надо заметить, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 июня 2011 года №253 продажа заселенных жилых помещений осуществляется только проживающим в них гражданам Республики Беларусь, в том числе постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе не проживающим постоянно на территории Республики Беларусь, но имеющим право на приобретение жилых помещений в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
С чего же начать и куда обращаться, если вы захотели стать собственником жилья, находящегося в собственности сельхозорганизации, дают разъяснения компетентные специалисты.
Первое, что нужно сделать, — это написать заявление на имя директора открытого акционерного общества для разрешения на всю процедуру по купле-продаже дома.
После этого сельхозорганизация выступает с ходатайством перед Бюро технической инвентаризации (БТИ), чтобы там дали рыночную и фактическую оценку жилого помещения и строений, прилегающих к нему.
Помимо этого, нужна справка о занимаемом жилом помещении на всех членов семьи, справка из сельхозорганизации о балансосодержателе и балансовой стоимости изолированного помещения в виде прав на них, договор найма жилого помещения, справка с места работы, где указано, с какого времени человек работает в организации, свидетельство о государственной регистрации земельного участка, свидетельство о государственной регистрации капитального строения, технический паспорт на жилое помещение и копия паспорта гражданина.
С этим пакетом документов человек идет в управление по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома, где проверяются все данные, предоставленные гражданином, и в течение месячного срока принимается решение о разрешении либо отказе в процедуре перевода долга. Если было принято положительное решение, гражданин идет в ОАО «Белагропромбанк» для перевода долга по кредиту, полученному организацией для строительства жилья.
Здесь свой алгоритм действий, о нем рассказала Елена Карнаухова, начальник отдела розничных продаж центра банковских услуг №636 в г.п. Дрибин региональной дирекции по Могилевской области ОАО «Белагропромбанк».
— Для получения льготного кредита для перевода долга с ОАО на физическое лицо имеет право гражданин, которому данный жилой дом (квартира, жилое помещение) предоставлен для проживания.
В получении кредита могут отказать, если гражданин не достиг совершеннолетия (18 лет), и тому, кто не имеет постоянного дохода на территории Республики Беларусь.
Работники сельского хозяйства, проживающие в жилых помещениях, построенных сельскохозяйственными организациями с привлечением средств государственной поддержки, получат кредит под 1% и сроком до 40 лет. Такие же условия, к слову, и у многодетных семей.
А те граждане, которые проживают в таких же жилых помещениях, но не являются работниками сельхозорганизации, получат кредит под 3 % сроком до 20 лет.
Для банка важно, чтобы человек был платежеспособен и не имел отрицательной кредитной истории.
Хочется отметить, что многодетные и молодые семьи могут рассчитывать на погашение кредита банку за счет субсидий, предусмотренных Указом №13 от 6 января 2012 года «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве ( реконструкции) или приобретении жилых помещений».
Необходимые документы для оформления кредита в ОАО «Белагропромбанк»:
паспорт, справка о доходах, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельства на земельный участок и капитальное строение), договор найма жилого помещения между жильцом и сельхозорганизацией, выписка из решения районного исполнительного комитета или выписка из решения общего собрания акционеров ОАО о переводе долга на гражданина, справка о составе семьи и жилом помещении, справка о том, что организация занимается производством сельскохозяйственной продукции.
Следующий важный момент. Жилье это строилось, как уже говорилось выше, сельскохозяйственными организациями с привлечением средств государственной поддержки через кредитование в ОАО «Белагропромбанк». И понятно, что часть кредита банку сельхозорганизация за жилое помещение выплатила, а часть осталась невыплаченной.
Так вот, на ту сумму, которая еще не погашена сельхозпредприятием, и оформляется кредит на гражданина в «Белагропромбанке» — это и называется перевод долга.
Разница рыночной стоимости и перевода долга жилого помещения выплачивается гражданином, приобретающим жилое помещение, единовременно или в рассрочку (срок рассрочки зависит от срока работы в организации) без индексации платежей. Если человек отработал свыше 5 лет, рассрочка предоставляется на 20 лет, если менее, либо уволился из организации, то на 3 года.
Приводим пример теперь уже собственника такого дома, который выполнил всю процедуру перевода долга на себя.
Рыночная стоимость дома составила 21 600 рублей. Перевод долга с ОАО на гражданина составил 6702,94 рубля. Теперь его ежемесячная плата банку составляет 26 рублей.
А на сумму 13649,90 был оформлен договор купли-продажи с ОАО с рассрочкой платежа сроком на двадцать лет. Ежемесячный платеж составляет 56,87 рублей.
Сельхозорганизация вычла все те суммы, которые пришлось потратить в ходе всей процедуры на приобретение дома: за определение рыночной и оценочной стоимости недвижимости — 122,13 рублей; за получение свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации в едином государственном регистре недвижимого имущества — 1125,03 рубля. (Примечание автора: суммы указаны по состоянию на 2018 год).
Считать выгоду или же урон семейному бюджету — дело каждого. Однако, если и платить деньги, то уже за свое жилье…Тем более, что пока еще предоставляется возможность.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *