Безопасному поведению можно научить
Травматизм среди детей сегодня одна из серьезных проблем в обществе. Ее решение требует особого, комплексного подхода. Обеспечение безопасности каждого ребенка должно осуществляться всеми взрослыми, с которыми он в той или иной степени контактирует. Ключевая роль при этом, несомненно, принадлежит семье. Вместе с этим немаловажное значение имеет участие ДОУ и общеобразовательного учреждения. Они должны способствовать формированию у ребенка правильной модели поведения, понимания необходимости соблюдать требования. Эффективность предпринимаемых мер обеспечивается и действиями органов власти. В реализации программ по снижению и предотвращению травматизма активное участие должны принимать сотрудники разных служб, инспекторы ИДН. Особое внимание необходимо уделять безопасности в домашних условиях. На основании проведенных исследований и анализа детского травматизма в Республике Беларусь и других странах, можно отметить, что самой главной причиной является отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп. Если подробнее рассматривать причины получения травм, то здесь есть еще один важный аспект — возраст ребенка. Так как каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации. В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук.
С 3-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы и получают электротравмы. Нередки химические ожоги продуктами бытовой химии и различными кислотами. Известен случай, когда двухлетний мальчик обнаружил дома бутылку с уксусной эссенцией и сделал глоток.
4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы: обследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления. Значительно расширяется область самостоятельной деятельности детей, а с ней и увеличивается степень риска.
7-12-летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают шифер, использованные баллончики из-под аэрозолей, дезодорантов и получают тяжелые ожоги пламенем, которые приводят к инвалидности или даже заканчиваются смертельным исходом.
С 15 лет мальчишек как магнитом тянет к технике: они гоняют на мотоциклах и изучают электрощитки.
Существует ошибочное мнение, что уберечь ребенка от травм можно лишь сплошными запретами. Это не так. Детям нужна свобода, простор для творчества, в играх у них формируется характер, воля, физические качества. Движение стимулирует развитие мысли. Задача взрослых — не бороться с физиологически оправданной активностью, а отвлекать детей от рискованных шалостей, заполнять их досуг разумными играми, а также научить предвидеть травмоопасные ситуации. Поэтому помните, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем! Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому — безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.
Игорь ЖУКОВСКИЙ,
начальник Дрибинского РОСК