Что такое профессиональная подготовка в школе?

Молодежь Образование Общество

В прошлом году в школьных учебных планах появилось новшество — трудовое обучение для десятиклассников. В рамках этого предмета организована профессиональная подготовка школьников. Правда, новшеством это можно назвать с большой натяжкой — по сути, были возрождены хорошие традиции школьного обучения в нашей стране, когда, помимо знаний, ребята на практике параллельно получали те или иные профессиональные навыки. По окончании школы молодые люди могли их применить если не в дальнейшей трудовой деятельности (а это один из вариантов в случае непоступления в вуз или средне-специальное учебное заведение), то в повседневной жизни точно.

Чем же заняты современные школьники? В нашем районе существует своя специфика — в основе его экономики аграрное производство. Сельскохозяйственная отрасль всегда нуждается в квалифицированных кадрах. В этой связи востребованным оказался межшкольный факультатив «Введение в аграрные профессии». Его посещают учащиеся Михеевской и Трилесинской средних школ, на базе которых созданы агроклассы. Чем занимаются ребята на факультативе, какие, помимо этого, осваивают трудовые навыки, мы решили узнать, посетив Трилесинскую среднюю школу.

В нынешнем учебном году в школе 17 одиннадцатиклассников. В агроклассе учатся семеро из них, ребята достаточно сильные в учебе, со средним баллом успеваемости семь и выше. Об этом рассказала директор учебного заведения Татьяна Кустова.
— В прошлом году возник вопрос о том, чему обучать старшеклассников, — делится предысторией Татьяна Владимировна. — Была масса предложений и вариантов, и одним из подходящих для нас стал факультатив «Введение в аграрные профессии» и создание агрокласса, который уже функционирует второй год. Сами занятия — практические и теоретические — проходят на базе Белорусской сельскохозяйственной академии каждую вторую субботу. В школе же ребята на повышенном уровне изучают профильные предметы, химию и биологию.
Что, собственно, представляет собой агрокласс?
Это комплексное обучение учащихся выпускных классов (10-11-х) учреждений общего среднего образования по специально созданному факультативному курсу «Введение в аграрные профессии» с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Старшеклассники изучают азы растениеводства и животноводства, устройства сельскохозяйственной техники, основы организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, эффективности аграрного производства, перспективы профессионального аграрного образования. Перспектива выпускника аграрного класса—раскрыть свои способности, расширить представления о современном сельском хозяйстве, участвовать в совместных мероприятиях: конференциях, экскурсиях, встречах, презентациях, сделать осознанный профессиональный выбор, поступить в вузы на сельскохозяйственные специальности на льготных условиях. Особенностью факультативных занятий является их ориентированность на осознанное развитие личности старшеклассников в период выбора профессии, формирование у них представления о своей будущей трудовой деятельности.
Возможно, говорит Татьяна Владимировна, не все ребята, обучающиеся в агроклассе, свяжут свою дальнейшую судьбу с сельским хозяйством, но зато смогут серьезно подтянуться по профильным предметам — занятия у школьников проводят специалисты высокого уровня, и это уже существенный плюс обучения.
Альтернатива факультативу — получение профессиональных навыков. Сегодня по желанию можно научиться швейному делу или получить профессию оператора ЭВМ. Таким образом, после окончания школы молодые люди вместе с аттестатом зрелости получат и документ, свидетельствующий о их профессиональной подготовке.
— Две девочки выбрали швейное дело, — рассказывает директор школы, — и по субботам посещают швейную мастерскую, открытую на базе Дрибинской средней школы. Все остальные учащиеся одиннадцатого класса учатся работать с электронно-вычислительной техникой. Как бы ни сложилась их судьба, эти знания в любом случае не пропадут даром.
Будущих операторов ЭВМ в Трилесинской СШ готовят учитель физики и информатики Сергей Радьков и инженер-программист Алла Соболева. С одиннадцатиклассниками шесть часов в неделю занимается Алла Алексеевна.
— Специальность, которую получат ребята по завершению курса обучения, — это оператор ЭВМ четвертого разряда, — объясняет Алла Алексеевна. — Цель обучения в данном случае — научиться применять программные продукты. Школьники осваивают теорию, а на практических занятиях закрепляют свои знания. Постигают делопроизводство, быстрый набор, изучают охрану труда и экологическую безопасность и многое другое. Ребятам нравится, и они с удовольствием посещают занятия.
Что думают сами школьники?
Мария Гуркова:


— Я обучаюсь в агроклассе, и вполне возможно, что буду поступать в Белорусскую сельхозакадемию. Сельскохозяйственная отрасль по-своему интересная, с ней связали свою жизнь мой отец и брат, они работники ОАО «Трилесино-агро». Занятия в академии мне очень нравятся, в том числе и практические, много познавательного и нового открываешь для себя. В рамках этих занятий организуются также экскурсии — пожалуй, самая увлекательная и приятная часть обучения. В общем, время мы проводим с пользой.
Анастасия Рублева:


— Я учусь на оператора ЭВМ. Занятия наши, без сомнения, полезные. На них мы не только закрепляем уже пройденный и знакомый нам материал, но и изучаем его более углубленно, узнаем и много нового. Например, учимся форматировать текст, работать с таблицами и прочее. Все это пригодится в будущем — в дальнейшей учебе или в работе, в любой специальности. Лично я планирую поступать в лингвистический университет в Минск, мне нравится английский язык, и в целом предпочитаю гуманитарные дисциплины.
Текст и фото
Ирины ТЕТЕРИНОЙ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *