В центре внимания — социальное неблагополучие

Образование Общество

С 1 февраля текущего года вступило в силу Постановление Совета Министров №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», которое детализировало процедуру выявления СОПа и деятельность государственных органов по этому вопросу. В прошедший вторник, 12 ноября, на базе Дрибинской средней школы состоялся межведомственный семинар-практикум для специалистов отдела по образованию, районного социально-педагогического центра, директоров и их заместителей по воспитательной работе, специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, посвященный практической реализации данного Постановления. В нем также приняли участие представители межведомственных служб района.


Основная цель мероприятия — это повышение профессиональной компетентности специалистов, оказывающих поддержку и помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. А одной из ключевых задач стала отработка аспектов межведомственного взаимодействия по сопровождению семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, на современном этапе развития образовательной практики. Компетентную информацию участникам семинара-практикума предоставили специалисты ГУО «Могилевский областной социально-педагогический центр».


В нашем районе на сегодняшний день находящимися в социально опасном положении признаны 36 несовершеннолетних из 18 семей, двое малолетних детей — нуждающимися в государственной защите. Делая анализ реализации Положения в учреждениях образования, эти данные озвучила главный специалист отдела по образованию, спорту и туризму Дрибинского райисполкома Жанна Кистенева. Обращаясь к присутствующим, Жанна Сергеевна также отметила, что педагогическими коллективами, на которые ложится серьезная нагрузка по работе с неблагополучными семьями, проводится системная профилактика социального сиротства. Здесь созданы социально-педагогические и психологические службы, осуществляет свою деятельность Дрибинский районный социально-педагогический центр, где работают высококвалифицированные специалисты.
В отделе по образованию, спорту и туризму ведется журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной от государственных органов, организаций, граждан. В текущем году поступило 92 такие информации. По выявленным впервые случаям неблагополучия учреждения образования проводили социальное расследование, результаты которого рассматриваются на заседаниях совета профилактики и принимаются соответствующие решения. По итогам социальных расследований, рассказала главный специалист отдела, учреждения образования направили в районный координационный совет 21 ходатайство о целесообразности признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении. По 52 семьям даны рекомендации по устранению трудной жизненной ситуации. В некоторых случаях критерии СОП устраняются на этапе проведения социального расследования: родители устраняют нарушения правил пожарной безопасности, проходят курс лечения от алкогольной зависимости и так далее.
Как отметила Жанна Сергеевна, в нашем районе организована работа межведомственной группы. Вместе с тем при проведении социального расследования отмечается несогласованность работы субъектов профилактики, и предложенные мероприятия зачастую носят шаблонный характер. При отсутствии возможности межведомственного посещения семьи при проведении социального расследования невозможно сделать мотивированное заключение о наличии или отсутствии критериев СОП несовершеннолетних.
По отзывам участников семинара-практикума, мероприятие получилось информационно насыщенным. Полученный опыт станет хорошим подспорьем в работе. Межведомственному сопровождению семей, дети которых признаны в СОП, как одной из актуальных тем встречи, было посвящено практическое занятие. Все участники разделились на четыре группы, каждой из которых была предложена та или иная ситуация из жизни. Обсудив ситуацию в группе, участникам предстояло продумать алгоритм действий в отношении ребенка, который может оказаться в социально опасном положении. Среди прочих был рассмотрен и актуальный вопрос по работе с обязанными лицами и многое другое.
Ирина ТЕТЕРИНА

 

В тему:

Социально опасное положение: разбираем в деталях

Что изменилось в самой процедуре постановки несовершеннолетних в СОП согласно Постановлению Совета Министров №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»? Прокомментировать ситуацию мы попросили социального педагога Дрибинского районного социально-педагогического центра Снежану Колесневу.
Каковы основные критерии СОП?
Согласно новому Постановлению, их всего три:
1) Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка.
2) Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.
3) Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и / или жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка.
Кто задействован в данном процессе?
В данном процессе задействовано большое количество межведомственных служб. Это местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних, отделы образования, учреждения образования, организации здравоохранения, органы внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги и многие другие.
Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях процесса постановки в СОП: выявлять детей в СОП, организовывать социальное расследование, принимать решения о признании ребенка в СОП, участвовать в реализации мероприятий.
Каким образом происходит процедура постановки в СОП?
Процедуру постановки в СОП можно разбить на два этапа. Поступает сигнал о неблагополучной обстановке для ребенка, о чем информируется отдел по образованию по месту нахождения детей. Второй этап включает в себя социальное расследование, обследование условий жизни и воспитания ребенка и принятие решения о благополучности либо неблагополучности обстановки для ребенка, влекущее за собой постановку в СОП. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении. По результатам расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.
В пределах какого времени рассматриваются вопросы?
На проведение социального расследования дается не более 15 рабочих дней. Обследование проводится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения. Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ознакамливается с актом и результатами социального обследования и выносит одно из двух решений: либо обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, либо рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
В первом случае координационный совет рассматривает материалы в течение 14 дней и в свою очередь назначает заседание, о котором в обязательном порядке уведомляются родители ребенка. На заседании принимается одно из двух решений:
1) признать ребенка находящимся в СОП и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами;
2) рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации.
Если ребенок признан находящимся в СОП?
В случае если ребенок признан в СОП, решение в течение трех рабочих дней направляется родителям и госорганам, ответственным за его реализацию. Один раз в три месяца координационный совет рассматривает исполнение решения по ребенку, находящемуся в СОП, совместно с родителями и госорганами. Одним из решений может стать направление в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите. Но важно помнить, что изъятие ребенка из семьи — это исключительная мера, которая предполагает наличие прямой угрозы его жизни либо здоровью.
Подводя итоги, можно отметить основное. Согласно новому Постановлению, должна стать более сплоченной и результативной работа межведомственных служб. Что касается родителей, чьи дети могут оказаться в СОП, то у них появилось больше времени исправить сложившуюся непростую ситуацию. Процесс может быть прекращен на любом из этапов. Интересы ребенка, его дальнейшая судьба всегда стоят на первом плане.
Подготовила
Ирина ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *