«Стать художником в своей жизни» — на это нацеливает своих воспитанников Анна Огурцова, учитель изобразительного искусства

Калейдоскоп Человек и его дело

Именно на это постоянно стремится нацелить своих воспитанников Анна Огурцова, учитель изобразительного искусства и черчения Рясненской средней школы. И на уроках, и на факультативных занятиях, и на кружке декоративно-прикладного искусства, которые ведет Анна Валентиновна, под ее чутким руководством ребята окунаются в удивительный и неповторимый мир творчества, в котором, уверена педагог, каждый из них может найти свое призвание и раскрыться. Главное, зажечь искорку в душе ребенка. У Анны Валентиновны это получается очень хорошо, и многие из бывших ее учеников по-настоящему загорелись увлечением своего наставника, связав дальнейшую судьбу с той или иной творческой деятельностью. Сама героиня моего материала, глядя на мир глазами художника и не уставая черпать вдохновение в работе с ребятами, смогла сполна реализовать свой творческий талант и педагогический потенциал. И в этом она, несомненно, счастливый человек, ведь большую часть времени продолжает отдавать любимому занятию.


Чтобы побеседовать с Анной Валентиновной о ее работе и увлечении, мы приехали в школу. И первое, что показывает собеседница, — это художественную мастерскую, занимающую два кабинета на втором этаже. За окном серый ноябрь, а здесь по-своему светло и уютно. В мастерской собрана многочисленная коллекция работ учащихся и их руководителя, выполненных в самых разных жанрах и направлениях, с использованием всевозможных материалов, здесь хранятся заготовки для будущих произведений искусства и проходят занятия. Творческая атмосфера художественной мастерской заряжает позитивом, ведь каждая работа выполнена с любовью и душой.
— Я с детства была увлекающейся натурой, — начинает свой рассказ Анна Валентиновна. — Где-то класса с четвертого посещала пять различных кружков, в том числе занималась декоративно-прикладным искусством. Помню, как помогала учителям оформлять кабинеты, была главным редактором школьной газеты. Ребята, мои одноклассники, глядя на мое художество, часто говорили: «Здорово!», «Классно!», и эти слова меня вдохновляли на дальнейшее творчество и развитие. Вот и сегодня я стараюсь всячески приободрить своих учеников, достучаться до каждого из них, дать ему возможность поверить в свои силы…


В пятом классе, говорит Анна Валентиновна, ее приглашали на учебу в московскую школу, видели в ней и сильную спортсменку. Но девочка решила остаться в родном Петрикове (райцентр в Гомельской области) и мечтала выучиться на педагога. Мечте дано было осуществиться, и девушка, получив свой первый педагогический опыт в качестве пионервожатой, поступила в Витебский государственный педагогический институт. С тех пор педагогика и творчество неизменно идут рядом по жизни моей собеседницы уже на протяжении почти четырех десятков лет.
В Дрибинском районе Анна Валентиновна живет вместе с семьей с начала 90-х годов, судьба связала ее с этим уголком Могилевщины, вынудив уехать подальше от радиации из соседнего Славгорода.
— С 1995 года я работаю в Рясненской средней школе, — продолжает Анна Валентиновна,— и считаю, что с коллективом мне очень повезло. Но с теплотой вспоминаю и прежних коллег, в том числе коллектив Дрибинской средней школы. Каждый опыт был для меня по-своему бесценным.


… Меж тем, находясь в мастерской Анны Валентиновны, трудно сдержать любопытство. Взгляд скользит по картинам-панно, выполненным из природного материала, мешковины и соломки, здесь же представлена живопись и графика, будто настоящие, застыли в ожидании своих хозяев, почти что кукольные домики, а вот и объемный снеговик расплылся в улыбке, чувствуя приближение своего праздника… Как можно освоить столько разных техник?
— Учитель должен быть примером, а значит, постоянно совершенствоваться и, конечно же, идти в ногу со временем, — говорит педагог и добавляет, что никогда не останавливается на достигнутых результатах.
Сама она как художник отдает предпочтение графике: работы в этой технике очень изящные, нежные, аккуратные… А еще любит создавать макеты домиков. Собеседница призналась, что в детстве видела себя не только педагогом, но и архитектором.
А вот у детей предпочтения самые разные. Кто-то выбирает живопись, кому-то нравится вязать, кому-то — лепить и чувствовать себя начинающим скульптором, пользуется популярностью у ребят бумагопластика… Если ребенок не может определиться, Анна Валентиновна старается ему помочь, заинтересовать. И здесь важно показать уже готовый вариант работы, чего можно достичь, если постараться.
— Я не ориентирую ребят на творческие профессии, каждый сам делает свой выбор, но пытаюсь убедить, что быть художником в своей жизни здорово. Художественные навыки могут пригодиться в обустройстве дома, квартиры, подборе гардероба и других повседневных вещах.
Про своих учеников Анна Валентиновна может рассказывать бесконечно долго, с любовью и нежностью. И как педагога ее не может не радовать тот факт, что многие из них стали ее последователями. В первую очередь — это сыновья Тимур и Илья, оба с детства, вдохновившись примером мамы, занимались творчеством. В результате младший Илья сегодня работает архитектором-дизайнером. Кто-то из воспитанников уже реализует себя в творческой специальности, кто-то только готовится стать модельером, художником, реставратором, мастером ювелирного дела…
— За последние годы было девять побед в республиканских конкурсах, каждый год ребята становятся лауреатами на областном уровне, — не без гордости за своих учеников говорит Анна Валентиновна. — А в 2014 году моя ученица Карина Сивчикова была занесена в списки одаренных детей Республики Беларусь.
Все достижения ребят, их работы, первые пробы творчества и серьезные достижения запечатлены и многие хранятся в отдельных папках на память. Например, на фотографиях прошлых лет видно, с каким энтузиазмом ребята оформляют школьный интерьер. Результатам могут позавидовать профессиональные художники!
Дети, которые сегодня занимаются у Анны Валентиновны, не менее талантливые и перспективные.
— Мои девочки Ульяна Бушлакова, Наталья Филимонова, Ева Голда, Надя Филимонова, Валерия Беззубенко — настоящие творческие натуры. У них серьезный потенциал. Очень теплые отношения у меня сложились с моими пятиклассниками, у которых я являюсь классным руководителем. Все они посещают мои занятия, и творчество нас объединило. На создание той или иной работы порой недостаточно отведенного в школе времени, а поэтому я приглашаю своих ребят к себе домой. В теплой, дружеской атмосфере, за чаепитием, у нас рождаются и воплощаются в жизнь новые замечательные идеи. Сейчас, например, дети готовят коллекцию к Новому году, символом которого, как известно, будет белая крыса…
Эти милые существа гордо расположились на самом видном месте в мастерской и, кажется, будто бы навсегда впитали в себя теплоту детских рук и их искреннюю веру в лучшее. Творчество должно дарить радость и приносить удовольствие, и оно настолько прочно вошло в жизнь Анны Валентиновны, что без него представить себя она уже не может.
— Я живу, пока творю. А в каждом своем ученике старюсь видеть личность. Я люблю своих детей и счастлива, что однажды не ошиблась в выборе профессии.
Текст и фото
Ирины ТЕТЕРИНОЙ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *