Волшебный мир за стеклом

Забытые вещи Общество

Уважаемые читатели. Перед вами очередной выпуск рубрики, в которой мы рассказываем
о предметах и явлениях, необычных на взгляд современного человека. Время бежит с огромной скоростью, и порой не замечаешь, как привычное становится забытым или меняется до неузнаваемости…
Сегодня поговорим о советской рекламе. Как предмет в целом она нас не интересует. Рассмотрим частный случай — это интереснее.
Если вы бывали в столице Латвии — в городе Рига, или там прошло ваше детство, то вы не можете не знать универмаг «Bеrnu Pasaule» на улице Кришьяна Барона. «Детский мир» — так переводится название — был замечательным местом. В этом магазине можно было купить все насущное: одежду и обувь, принадлежности для учебы, спорттовары и игрушки. А в кафе на 1-м этаже продавали удивительно вкусный пломбир с орехами и шоколадом.
Но это еще не все… В универмаге был своего рода аттракцион. На улице, у центральной витрины, постоянно собирались детские стайки и с восторгом наблюдали за тем, что происходит внутри. А там шла самая настоящая сказка!

Золотой век рижских витрин
Жил в Риге человек, которого звали Адриан Пабианс. Был он юристом по образованию, но сам себя называл художником-конструктором. И, без сомнения, имел на это право. Потому что воплотил в жизнь удивительный проект — динамическую сюжетную рекламу, которая в прямом смысле оживила витрины столичных магазинов.
Справка. Динамической реклама называется не просто так — в ней широко используются технические средства, создающие элемент движения. Объекты в данной рекламе не статичны, и это невольно привлекает внимание, заставляя остановиться и посмотреть.
Адриан Пабианс долгое время работал в «Союзторгрекламе» — организации, занимавшейся, в основном, оформлением витрин и мест продажи универмагов и специализированных магазинов. А с «Детским миром», открытым в 1964 году, он сотрудничал порядка 20 лет — даже после выхода на пенсию. Понимая специфику, А. Пабианс создавал для него рекламу, которая не призывала покупать, но неизбежно привлекала, скажем так, потенциальных потребителей. Для этого мастер использовал сюжеты сказок и собственные навыки — портного, электрика, слесаря, художника…
Собственно, вот пример — инсталляция, которая украшала витрину рижского «Детского мира» в конце 80-х годов прошлого столетия. Автор этих строк щеголял в ту пору в коротких штанишках. И в силу несерьезного возраста сохранил об увиденном самые яркие воспоминания.
Горный пейзаж. Среди деревьев стоит бревенчатый домик с окошками. В одном из них видна плита и Белоснежка, которая готовит обед. Чуть поодаль, на склонах гор, работают все семь гномов, одетые в разноцветную одежду. У каждого в руках кайло. Ворчун с товарищами стучат по камням, под которыми загадочно мерцают красные и желтые огоньки — алмазы, рубины, малахиты! Но вот Белоснежка подходит к окну и начинает звонить в колокольчик. Рудокопы останавливаются и отдыхают. А через некоторое время снова начинают работать. Картину дополняли зайцы и лиса, хитро наблюдающая за ними из пещеры.
Что скажете? Нет, конечно, это надо было видеть своими глазами…

Мастер на все руки
Свои работы Адриан Пабианс делал из подручных материалов, доступных в то время. Пластика и 3D-принтеров не было в помине; в ход шли папье-маше, ДСП, ткань и поролон, проволока, тросики, электродвигатели и электролампочки… Идеи рекламщик осуществлял сам — с первого эскиза до составления технических и экономических расчетов. В частности, сохранились сведения о стоимости вышеупомянутой рекламы «Белоснежка и семь гномов» (1981 год). Разработка и производство материалов, которые были необходимы, обошлись в 4 тысячи 509 рублей 97 копеек. А сам Пабианс пишет, что «это сложный процесс, требующий синтеза художественной и творческой фантазии с экономической выгодой».
Какой может быть выгода от рекламы, которая ничего не рекламирует? — спросит кто-то. То-то и оно: после смены инсталляций — обычно через несколько лет — находящиеся в хорошем состоянии механизмы не лежали на складе. Их продавали в другие города. В социальной сети Фейсбук есть группа под названием «Киевские истории», участники которой делятся воспоминаниями о родном городе. Оказывается, в Пассаже на Крещатике, в аптеке матери и ребенка, долгое время работала движущаяся витрина «Доктор Айболит». В своем кабинете Доктор лечил большого Бегемота. Сначала Айболит около 30-ти секунд через фоноскоп слушал легкие Бегемота — тот открывал рот и старательно дышал. Потом Доктор осматривал горло пациента. Последние 30 секунд Айболит брал лапу бегемота и считал по часам его пульс, шевеля губами.
Так вот, эта инсталляция тоже была создана А. Пабиансом — вскоре после открытия «Детского мира» в Риге. Впоследствии мастер не раз участвовал со своими рекламами в выставке Всесоюзных достижений народного хозяйства в Москве, где экспонаты, демонтированные с витрин магазинов, успешно продавали.
Сегодня в рекламной сфере в моде подходы с применением медиарешений: комбинируя свет, звук, цвет, форму, механические устройства, можно создавать любой мессидж. Но, как видим, делать из витрин магазина «конфетку» светлые головы умели и раньше.
Максим ТЕТЕРИН
Фото из сети Интернет



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *