Темы

Волшебный мир за стеклом

Волшебный мир за стеклом

Уважаемые читатели. Перед вами очередной выпуск рубрики, в которой мы рассказываем
о предметах и явлениях, необычных на взгляд современного человека. Время бежит с огромной скоростью, и порой не замечаешь, как привычное становится забытым или меняется до неузнаваемости…
Сегодня поговорим о советской рекламе. Как предмет в целом она нас не интересует. Рассмотрим частный случай — это интереснее.
Если вы бывали в столице Латвии — в городе Рига, или там прошло ваше детство, то вы не можете не знать универмаг «Bеrnu Pasaule» на улице Кришьяна Барона. «Детский мир» — так переводится название — был замечательным местом. В этом магазине можно было купить все насущное: одежду и обувь, принадлежности для учебы, спорттовары и игрушки. А в кафе на 1-м этаже продавали удивительно вкусный пломбир с орехами и шоколадом.
Но это еще не все… В универмаге был своего рода аттракцион. На улице, у центральной витрины, постоянно собирались детские стайки и с восторгом наблюдали за тем, что происходит внутри. А там шла самая настоящая сказка!

Золотой век рижских витрин
Жил в Риге человек, которого звали Адриан Пабианс. Был он юристом по образованию, но сам себя называл художником-конструктором. И, без сомнения, имел на это право. Потому что воплотил в жизнь удивительный проект — динамическую сюжетную рекламу, которая в прямом смысле оживила витрины столичных магазинов.
Справка. Динамической реклама называется не просто так — в ней широко используются технические средства, создающие элемент движения. Объекты в данной рекламе не статичны, и это невольно привлекает внимание, заставляя остановиться и посмотреть.
Адриан Пабианс долгое время работал в «Союзторгрекламе» — организации, занимавшейся, в основном, оформлением витрин и мест продажи универмагов и специализированных магазинов. А с «Детским миром», открытым в 1964 году, он сотрудничал порядка 20 лет — даже после выхода на пенсию. Понимая специфику, А. Пабианс создавал для него рекламу, которая не призывала покупать, но неизбежно привлекала, скажем так, потенциальных потребителей. Для этого мастер использовал сюжеты сказок и собственные навыки — портного, электрика, слесаря, художника…
Собственно, вот пример — инсталляция, которая украшала витрину рижского «Детского мира» в конце 80-х годов прошлого столетия. Автор этих строк щеголял в ту пору в коротких штанишках. И в силу несерьезного возраста сохранил об увиденном самые яркие воспоминания.
Горный пейзаж. Среди деревьев стоит бревенчатый домик с окошками. В одном из них видна плита и Белоснежка, которая готовит обед. Чуть поодаль, на склонах гор, работают все семь гномов, одетые в разноцветную одежду. У каждого в руках кайло. Ворчун с товарищами стучат по камням, под которыми загадочно мерцают красные и желтые огоньки — алмазы, рубины, малахиты! Но вот Белоснежка подходит к окну и начинает звонить в колокольчик. Рудокопы останавливаются и отдыхают. А через некоторое время снова начинают работать. Картину дополняли зайцы и лиса, хитро наблюдающая за ними из пещеры.
Что скажете? Нет, конечно, это надо было видеть своими глазами…

Мастер на все руки
Свои работы Адриан Пабианс делал из подручных материалов, доступных в то время. Пластика и 3D-принтеров не было в помине; в ход шли папье-маше, ДСП, ткань и поролон, проволока, тросики, электродвигатели и электролампочки… Идеи рекламщик осуществлял сам — с первого эскиза до составления технических и экономических расчетов. В частности, сохранились сведения о стоимости вышеупомянутой рекламы «Белоснежка и семь гномов» (1981 год). Разработка и производство материалов, которые были необходимы, обошлись в 4 тысячи 509 рублей 97 копеек. А сам Пабианс пишет, что «это сложный процесс, требующий синтеза художественной и творческой фантазии с экономической выгодой».
Какой может быть выгода от рекламы, которая ничего не рекламирует? — спросит кто-то. То-то и оно: после смены инсталляций — обычно через несколько лет — находящиеся в хорошем состоянии механизмы не лежали на складе. Их продавали в другие города. В социальной сети Фейсбук есть группа под названием «Киевские истории», участники которой делятся воспоминаниями о родном городе. Оказывается, в Пассаже на Крещатике, в аптеке матери и ребенка, долгое время работала движущаяся витрина «Доктор Айболит». В своем кабинете Доктор лечил большого Бегемота. Сначала Айболит около 30-ти секунд через фоноскоп слушал легкие Бегемота — тот открывал рот и старательно дышал. Потом Доктор осматривал горло пациента. Последние 30 секунд Айболит брал лапу бегемота и считал по часам его пульс, шевеля губами.
Так вот, эта инсталляция тоже была создана А. Пабиансом — вскоре после открытия «Детского мира» в Риге. Впоследствии мастер не раз участвовал со своими рекламами в выставке Всесоюзных достижений народного хозяйства в Москве, где экспонаты, демонтированные с витрин магазинов, успешно продавали.
Сегодня в рекламной сфере в моде подходы с применением медиарешений: комбинируя свет, звук, цвет, форму, механические устройства, можно создавать любой мессидж. Но, как видим, делать из витрин магазина «конфетку» светлые головы умели и раньше.
Максим ТЕТЕРИН
Фото из сети Интернет

Последние новости

Президент

Лукашенко подписал указ, упрощающий регистрацию земельных участков

14 июля 2025
Читать новость
Общество

Студенческий отряд «Искра» работает в ООО «Дрибинская СПМК №1»

14 июля 2025
Читать новость
Профилактика и безопасность

В Дрибинском районе ведется работа по предупреждению хищений во время уборочной кампании

14 июля 2025
Читать новость
Общество

12 июля в Минске прошел внеочередной VI съезд Республиканского общественного объединения «Белая Русь»

14 июля 2025
Читать новость
Общество

Андрей Иванец избран председателем РОО “Белая Русь”

14 июля 2025
Читать новость
Калейдоскоп

Как заморозить малину, чтобы ягоды не превратились в ком: метод, который работает десятилетиями

14 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем