Бумажный фронт

Калейдоскоп

2020 год объявлен в Содружестве Независимых Государств Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Советский народ противостоял натиску высокоорганизованного и хорошо вооруженного противника — нацистской Германии и ее союзников.

«Районка» продолжает цикл публикаций, посвященных юбилею Победы, под общим названием «Память бережно храним». Любой из вас, уважаемые читатели, может стать автором статей, рассказов, стихов. Мы помним их — солдат и офицеров сороковых годов двадцатого века, живых и мертвых. Мы будем перелистывать старые фотоальбомы, читать их письма…
Друзья, сегодня у нас довольно необычный повод для рассказа. Взгляните на фотографию. Перед вами советский агитационный плакат, выпущенный в годы Великой Отечественной войны — в 1943 году!

Раритет принадлежит жителю города Горки, моему товарищу. Саша — предприниматель по роду деятельности и по натуре. Пару лет назад увлекся собирательством. Бывая в России, не обходит стороной блошиные рынки. Поиск среди старого хлама похож на квест: кто знает, какое сокровище удастся откопать? И как-то раз Александр уже подсказал идею для заметки — речь о пенсне — в одну из наших постоянных рубрик — «Забытые вещи».
Плакат — очередная находка знакомого. Удачная, потому что время беспощадно. Но наш экземпляр сохранился неплохо. Бумага, правда, пожелтела и выцвел некогда красный шрифт.
На обратной стороне листа видны следы клея. И можно дать волю фантазии: тесный кубрик корабля, на стене-переборке — вдохновляющий плакат: «Краснофлотцы, командиры и политработники военного-морского флота! Сильнее удары по врагу!..»

На защиту!
В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов художники «выражали волю народа», указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях ощущение патриотизма.
22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив Пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Советский народ был вынужден взяться за оружие. Борьба развернулась и на пропагандистском фронте. Здесь все полномочия принадлежали управлению политической пропаганды Красной Армии во главе с одиозным Львом Мехлисом — заместителем народного комиссара обороны и начальником ГлавПУРа. Журналист Илья Эренбург точно сформулировал задачу пропагандистов: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам фашизма. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».
Плакаты военного времени — их выпуск входил в компетенцию ГлавПУРа — были мощнейшим средством информационно-психологического воздействия. Они выполняли две важных функции — информировать и создавать четкий негативный образ врага у населения, а потому способствовали настрою на уничтожение противника и помощь всеми силами государству.
Первым плакатом Великой Отечественной войны стал плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной Армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Рисунок поднимал моральный дух советского народа, развенчал миф о непобедимости гитлеровской армии. Вскоре плакат появился на улицах Москвы и стал неотъемлемой частью по-военному строгого облика столицы.

С прицелом на Берлин
Собственно, плакаты начальных месяцев войны и призывали народ к борьбе за независимость отчизны. Они были пронизаны пафосом самоотверженной борьбы с врагом.
В 1942 году, когда множество территорий находилось под оккупацией, тематика плакатов отчасти меняется. Плакаты показывают страдания советских людей под пятой оккупантов, их протест и борьбу, призывают к их освобождению и спасению от фашистской неволи. Появляются плакаты, мотивирующие тружеников тыла — давать сражающейся стране больше угля, танков, снарядов… Ну, а пластика плакатов 1943 —1945 годов уже другая. Лучше всего ее характеризует слоган: «Прицел у нас один — Берлин».
Агитплакаты, как правило, размещались в местах, наиболее посещаемых людьми, на предприятиях, в учреждениях, на вокзалах, госпиталях, местах отдыха бойцов и командиров. На улицах и площадях устанавливались специальные стенды выпусков «Окон ТАСС» (ТАСС — телеграфное агентство Советского Союза).
Плакаты, сатирические и юмористические рисунки, фронтовые зарисовки систематически публиковали многие газеты и журналы.
За время Великой Отечественной войны советские пропагандисты создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Крупнейшими центрами массового издания плакатов были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство». Оно выпустило около 800 плакатов в Москве и около 700 — в Ленинграде. Плакаты также издавались политическими органами Красной Армии и Военно-Морского Флота.
В жанре плакатного искусства в годы войны в разных городах работали более 300 художников — как профессиональные плакатисты, так и живописцы и графики, увидевшие в плакате возможность непосредственного и оперативного отклика на запросы военного времени, прямого воздействия на чувства и мысли людей.

Эмоции на контрастах
Казалось бы, рисунок и рисунок… Какие же качества плаката делают его таким сильным агитационным средством? Попробуем разобраться на примере нашей иллюстрации.
Первое, на что обращаешь внимание, это цвет. Контрасты белого и черного цветов играют большую роль. Плюс броский красный — для заголовка и текста. Обращение, к слову, прямолинейно: «Краснофлотцы… Сильнее удар по врагу!..» И сочетается с картинкой: советский моряк в рукопашной схватке замахнулся автоматом на врага. Немец, закрывающийся от удара, максимально обезличен, выглядит беспомощно и обреченно. А вот краснофлотец напротив: заломленная бескозырка, суровое волевое лицо… Фигура мощная, сильная.
Вдобавок ко всему красный цвет можно рассматривать как жизнеутверждающий, как главный цвет Советского Союза, в отличие от черного, который ассоциируется с фашистской Германией.
Такие мысли возникают, глядя на старый военный плакат. А что думаете вы, читатели?

Максим ТЕТЕРИН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *