Маленькие исследователи «Зеленой школы»

Образование Общество

Говорят, что знания, полученные в детстве, самые прочные. Ведь детская память очень цепкая, и ни что так не стимулирует любознательность малыша, как новые интересные открытия. Широкое поле для познавательной
деятельности — природа родного края и окружающий нас мир в целом,
наблюдая за которым ребенок не только узнает много нового и полезного для себя, но и учится быть внимательным и ответственным, бережному отношению к растительному и животному миру, экологически
грамотному поведению.

Именно на это нацелен комплексный образовательный проект «Зеленые школы», который ставит перед собой ряд задач как по экологическому воспитанию, так и личностному развитию подрастающего поколения. В рамках проекта уже больше 300 учебных заведений по всей Беларуси занимаются экообразованием, а летом прошлого года к участию в нем присоединился и Пудовнянский ясли-сад. Благодаря успешному старту — а к работе здесь изначально подошли ответственно, с энтузиазмом — это дошкольное учреждение нашего района получило Диплом второй степени с присвоением статуса «Зеленая школа» по итогам работы за год.
— Образовательный проект «Зеленые школы», — вводит в курс дела заведующая Пудовнянским ясли-садом Ольга Иосифовна Гаценко, — реализуется в Республике Беларусь в рамках проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», который финансируется Европейским Союзом и реализуется Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством образования Республики Беларусь (далее “Проект”). К участию в проекте мы подошли, имея уже серьезный опыт работы по экологическому воспитанию, привлекая к этому увлекательному и познавательному процессу и детей, и их родителей. Работали, в частности, над созданием детских исследовательских экологических проектов, принимали активное участие в различных конкурсах на экологическую тематику, организовывали и проводили экологические акции. Можно сказать, идея присоединиться к «Зеленым школам» возникла не на пустом месте, а скорее стала логическим продолжением нашей многолетней деятельности по изучению и охране окружающей среды. Сегодня мы являемся также ресурсным центром по реализации этого образовательного проекта в учреждениях дошкольного образования Могилевщины. То есть можем оказать методическую и практическую помощь тем учреждениям, которые также хотели бы вступить в проект «Зеленые школы», популяризируем саму идею такой работы.
Чем же занимаются ребята в детском саду, как организованы их занятия? Даже впервые переступив порог этого дошкольного учреждения, нетрудно догадаться, что к природе здесь особое, трепетное отношение. Первое, что бросается в глаза и впечатляет, — обильная зелень в уютном зимнем саду, расположившемся в холле здания. Проходим дальше и попадаем в помещение, которое здесь отведено под специальный ресурсный центр, где собраны самые разнообразные дидактические пособия, наглядные материалы, так или иначе используемые в работе по экологическому просвещению с маленькими воспитанниками.
— В рамках проекта «Зеленые школы» мы работаем с ребятами 5-7 лет — тот возраст, когда малыши активно и осмысленно начинают полученные знания применять на практике, учатся делать выводы, — рассказывает заместитель заведующей ясли-садом Лилия Федоровна Половцова. — Вот наша «мини-лаборатория» с микроскопами и специальными контейнерами с лупами, под которыми можно рассмотреть что-то маленькое, например, того же муравья, или исследовать строение листочка. Как видите, много природного материала, игрового оборудования, наши воспитатели сами смастерили тематические лэпбуки, которые очень удобно использовать для познавательной игры. Вот план территории нашего детского сада, на котором ребятам предлагается отметить, где и каких птиц они видели на прогулке, какие у нас растут деревья — все это стимулирует развитие внимания и памяти у малышей. Посажены цветы, за которыми учимся ухаживать. В прошлом году, например, провели эксперимент, решив вырастить к маминому празднику тюльпаны. Есть у нас и модели бытовой техники — собираем все, что можно использовать для игры, эксперимента, исследования.
В специальном центре создана хорошая образовательная среда, грамотно адаптированная к возрасту маленьких исследователей, в чем большая заслуга воспитателей. А в рамках Проекта для детского сада был приобретен интерактивный стол, благодаря которому можно выполнять различные задания, учиться, в том числе исследовать богатый окружающий мир. Очень удобно, дети легко усваивают информацию посредством современных технологий. В рамках Проекта учреждение получило и специальную литературу, и тематические игровые комплексы.
Безусловно, экологическое воспитание как масштабная и разноплановая работа не ограничивается занятиями в помещении. Как рассказала Лилия Федоровна, на территории ясли-сада оборудован «Отель для насекомых», где воспитанники в теплое время года могут наблюдать за повадками его маленьких обитателей. Отель, представляющий собой открытый деревянный ящик с отдельными секциями, заполнили соломой, шишками, другим природным материалом, чтобы привлечь туда «постояльцев». Здесь же размещен участок, который летом специально не обкашивали, чтобы дети могли наблюдать за жизнью насекомых в естественных условиях, вместе с воспитателем проводить исследования. Летом во дворе сада была также разбита «Клумба для бабочек», а еще оборудована небольшая метеоплощадка для наблюдений за погодными условиями. Каждый день после прогулок ребята заполняют дневники погоды.
К экологическому воспитанию и просвещению в саду стараются привлекать и родителей — совместная деятельность на пользу детям и взрослым. Так, в преддверии холодов в рамках акции «Поможем птицам» на территории детского сада повесили кормушки, которые сделали сами родители. Дети из дома приносят корм — белый хлеб, семена — чтобы подкормить птиц. Как отметила собеседница, изучению пернатых здесь уделяется особое внимание. Пудовнянский ясли-сад принял также участие в акции «Летят перелетные птицы», по результатам которой необходимо было сделать фотоотчет, вместе с родителями проведен конкурс рисунков.
Наведение порядка, благоустройство территории — также одно из направлений работы пудовнянской «Зеленой школы». Так, на месте бывшей столовой в центре агрогородка при непосредственном участии коллектива дошкольного учреждения обустроили зеленую зону, посадив здесь деревья и разместив лавочки — с последними помогли местные предприниматели. Завершить обустройство зоны отдыха — один из планов на будущее, призналась в разговоре заведующая ясли-садом.
Обобщая сказанное, Ольга Иосифовна назвала основные пять направлений работы учреждения в рамках образовательного проекта:
— Это «Биоразнообразие» — изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения детского сада и способов его увеличения. «Энергосбережение» — изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения. «Водосбережение» — изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования. «Обращение с отходами» — анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования. А также «Информационно-экологические мероприятия» — акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы и прочее. По этим направлениям работы мы ежегодно готовим подробный отчет. Деятельность, которую мы проводим в рамках проекта, тесно перекликается с учебной программой для дошкольников.
Статус «Зеленой школы» присваивается учреждению на три года, это значит, что нужно развиваться, совершенствовать формы и содержание воспитательной работы, и коллектив ясли-сада не собирается останавливаться на достигнутом.

 

 

Ирина ТЕТЕРИНА
Фото
Максима ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *