Можно ли изучать информатику без компьютера? Этим успешно занимаются в детском саду «Светлячок»

Образование Общество

В возрасте 5-7 лет ребенок пока не может оперировать сложными формулировками
и терминами, но вполне способен к достаточно
сложным умозаключениям. Развитие памяти, внимания, процесс познания окружающего мира в этот период происходит через активную игровую
деятельность. Более того, в доступной
игровой форме можно успешно развивать
логическое мышление ребенка и его математические способности. Именно на это
и направлен образовательный проект «Информатика без розетки», инициированный
и разработанный Парком высоких технологий при поддержке Министерства образования Республики Беларусь для
учреждений дошкольного
образования.

В 2020/21 учебном году его активными участниками стали более 1200 ребят из 65 учреждений дошкольного образования, в том числе и Дрибинского ясли-сада №2 «Светлячок». Ясли-сад №2 также решил принять участие в конкурсной программе, организованной в рамках проекта. Как итог — первое место в области в номинации «Творческая мастерская». Поощрительной грамотой отмечена и учитель-дефектолог Светлана Маслак в номинации «Фотомгновение». Таким образом жюри высоко оценило методические и творческие наработки коллектива.
В чем суть проекта и как он реализуется на базе Дрибинского ясли-сада №2? Известно, что дошкольное образование постепенно изменяется. Кроме игровой деятельности, дошкольники все чаще включаются в экспериментирование. Под руководством взрослых они высказывают предположения, планируют свою деятельность, используют специальные приборы и материалы для проверки гипотезы, формулируют выводы или умозаключения. Все это позволяет им эффективно познавать окружающий мир, поддерживает и развивает в них интерес к исследованиям, открытиям. В чем-то проект «Информатика без розетки» тоже можно назвать детским экспериментированием, направленным на развитие логического мышления и математических способностей. Ведь в ходе этого проекта дети активно участвуют в процессе познания, у них формируются общие подходы к решению различных практических задач. Информатика — это не только умение пользоваться вычислительными машинами, но и, в первую очередь, набор определенных знаний, понимание принципов работы подобных устройств и сути обработки информации.
Поскольку главным условием успешной реализации любого проекта являются кадры, их подготовке уделено особое внимание. Обучение участников проходило на базе онлайн-платформы. Для этого Парком высоких технологий был разработан специальный курс «Информатика без розетки: для начинающих» в дистанционной форме получения образования. На сегодняшний день его уже успешно прошли 235 педагогов дошкольного образования. Были изучены теоретические и практические основы преподавания с использованием методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет. После подтверждения своих знаний и получения сертификатов об обучении они приступили к внедрению в образовательный процесс соответствующей системы игровых комплексов.
Специальное обучение в рамках проекта прошли и педагоги Дрибинского ясли-сада №2: воспитатели старших групп Ирина Кравцова, Жанна Масалова и учитель-дефектолог Светлана Маслак. Участие в проекте, рассказывают собеседницы, вдохновило и помогло несколько по-иному взглянуть на традиционный учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
— Идею поучаствовать в проекте предложила наша заведующая Татьяна Владимировна Жуковец, — рассказывает Ирина Николаевна, воспитанники которой занимаются по методике «Информатики без розетки», — было любопытно попробовать свои силы, и эта работа действительно зарядила нас позитивными эмоциями. Материалы курса позволили приобрести не только теоретические знания, но и практические, после чего предоставленный материал стал понятен и доступен. Проект рассчитан на полный учебный год, и два раза в неделю, дополнительно, мы продолжаем с ребятами осваивать азы программирования путем игровой деятельности, используя различный дидактический материал. Несмотря на то, что центральное место в проекте «Информатика без розетки» отведено игровой деятельности, за играми стоят серьезные цели и задачи. В проекте представлена тематика, связанная с использованием операций мышления, логических операций, умения делать обобщения, классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор. При этом глобальной целью является сформировать у воспитанников алгоритмическую грамотность.
Что касается конкурсных работ, то в номинации «Творческая мастерская» жюри оценивало наглядные дидактические средства для игр и упражнений программы «Информатика без розетки». Для конкурса воспитатель детского сада Жанна Николаевна Масалова смастерила из шерсти символ проекта — кота, таким образом, работа получилась фактически уникальной, с местным колоритом. В номинации «Фотомгновение» оценивались работы, в которых запечатлены живые эмоции маленьких воспитанников непосредственно во время занятий. Кадр, который отослала на конкурс Светлана Иосифовна, хоть и не попал в тройку победителей, по достоинству был оценен жюри.
За первое место коллектив детского сада получил ценный подарок от организаторов проекта — телевизор. А также комплект фирменной одежды — майки и толстовки — с логотипом проекта для воспитателей и ребят. Единая форма удобна для командных мероприятий! Что же касается телевизора, то, как отметили в детском саду, он пригодится в первую очередь для образовательных целей, для занятий с воспитанниками.

 

Ирина ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *