Исчезающее наследие

Калейдоскоп

Судьба есть не только у людей. Деревни, поселки и города также рождаются и взрослеют. В этом отношении интересно Рясно — одно из старейших в наших краях поселений (впервые упоминается в 1335 году). Долгие годы Рясно в буквальном смысле находилось на перекрестке истории. Географическое положение — недалеко Посожье, где проходила граница между Великим Княжеством Литовским и княжеством Московским, то и дело ввергало город в водоворот разрушительных военных событий.

Пребывание в составе ВКЛ, а позже и в составе Речи Посполитой — державы, как сейчас принято говорить, мультикультурной, обусловило пестрый полирелигиозный и полиэтничный состав населения Рясно. Исторический факт: одно время здесь действовали и православная церковь, и синагоги, и католический костел.
В 90-х годах прошлого века, когда автор этих строк впервые оказался в Рясно и увидел здание костела Святого Казимира, на ум сразу пришло сравнение с древнеримским храмом. Колонный портик выглядел как иллюстрация со страниц «Спартака» — исторического романа Джованьоли. Все свидетельствовало о величии. Увы — былом. Состояние костёла можно было описать кратко: руины. Времена и нравы не пощадили достопримечательность.
Серьезная утрата. Ведь подобных сооружений на Могилевщине нет.

Как в Рясно появился костел

История берет начало во второй половине 18 века, когда шляхтич Михаил Поцей, граф, католик по вероисповеданию, выступил в роли фундатора — профинансировал строительство деревянного храма, названного в честь Святого Косьмы (дата постройки 1751 год). Рядом с костелом было отведено место для будущих захоронений — ксендзов и других католиков.
В 1754 году в Рясно была учреждена иезуитская миссия. Появление представителей ордена в наших краях неслучайно. В борьбе с вольнодумцами-реформаторами, выступавшими против засилья католической церкви, последняя сделала ставку на иезуитов — талантливых богословов и проповедников.
Те действовали хитро: брали под контроль школьное образование. Пример: при костеле в Рясно, в котором в ту пору насчитывалось около 600 прихожан, заработала небольшая школа для детей, где преподавали исключительно на латыни. Основателем школы был все тот же граф Михаил Поцей.
Небезынтересный факт: в год основания школы иезуиты – в миссии было два священнослужителя — получили из графского имения 10 четвертей ржи, 4 четверти ячменя, 3 четверти гречихи, четверть пшеницы, бочку соли и одного кабана. С учетом, что четверть это — 209,91 литра, можно сделать вывод: жилось иезуитам припеваючи.
Дальше — политика. В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией все восточные земли Беларуси оказались включенными в состав Российской империи. Представители шляхетского рода Поцеев отказались присягнуть на верность императрице Екатерине II. За что были лишены части владений, в том числе и половины Рясно, отошедшей в казну. Вероятно, это сказалось на положении иезуитской миссии: она была упразднена.
Костел Святого Косьмы простоял до начала 19 века — в 1804 году он сгорел из-за пожара.

 

Что связывает Рясно и Вильнюс?
Строительство нового, уже каменного храма началось только в 1812 году. За чей счет — неизвестно. Работы длились шесть лет. А в 1819 году храм был освящен в честь Святого Казимира — литовского княжича и польского королевича, при жизни отличавшегося образованностью, скромностью и набожностью.
Как выглядел костел в далекую пору? Информация о внутреннем и внешнем виде сооружения имеется в «Ведомостях о костелах за 1831 год».
Здание было накрыто двускатной крышей, изначально деревянной, и имело 18 окон. Существовало три крыльца, которые имели по три ступеньки.
Внутри пространство храма было разделено на нефы: 16 колонн, которые соединялись кирпичными сводами. Пол был сделан из тарчиц — небольших дощечек типа паркета.
Что особенно интересно: костел представляет собой уменьшенную копию Виленского кафедрального собора (кафедральный собор Святых Станислава и Владислава в современной столице Литвы – Вильнюсе), возведенного в стиле классицизм. Загуглите — и убедитесь сами. В соборе, к слову, есть капелла (часовня) Святого Казимира, канонизированного в 1603 году. В Польше и Литве Казимир считается покровителем молодежи. Возможно, в силу того, что королевич умер молодым — в возрасте 25 лет.

 

Репрессии за поддержку повстанцев
Дальше снова затронем политику. Еще в 1773 году, то есть после первого раздела Речи Посполитой, население которой исповедало преимущественно католицизм, императрица Екатерина II своим указом создала Белорусскую римо-католическую епархию (диацезию). Губернский Могилев, будучи центром одной из православных епархий России, одновременно стал центром всех римо-католиков громадной империи. Удивительный факт: в конце XIX века юрисдикция Могилевского епископа распространялась от Могилева до Владивостока.
Тем временем за первым разделом Речи Посполитой последовали второй (1793 год) и третий (1795 год). С того времени элита белорусских, литовских и польских земель (Речь Посполитая была федеративным государством) мечтала о восстановлении независимости. Национально-освободительное движение набирало силы. В 1863 году случилось вооруженное восстание, распространившееся и на Могилевщину.
Из истории известно: 26 апреля в местечко на день зашел повстанческий отряд из Горок во главе с изменившим присяге капитаном русской императорской армии Людвигом Звеждовским (псевдоним Топор). Повстанцев, преимущественно студентов Горы-Горецкого земледельческого института, встретили гостеприимно. Об этом говорит следующий факт: инсургенты церемониально промаршировали прямо в костел, где ксендз отслужил для них мессу.
В общем, не удивительно, что после подавления восстания часть католического населения Рясно, включая владельца поместья Станислава Стаховского и ксендза Лукашевича, была репрессирована. Помещика, лишенного имения, выслали в Пензенскую губернию. Что стало со священником — неизвестно. Но с 1869-го года приход в Рясно был закрыт. И это, как говорится, «еще легко отделались». Власти активно вели антипольскую политику. Еще в ноябре 1865 года вышло предписание о закрытии в Могилевской губернии 19 католических храмов, в том числе костела в Горках.

 

Под огнем артиллерии
Что известно о дальнейшей судьбе костела в Рясно? В нем по-прежнему проводили службы, хотя прихожан стало значительно меньше. В 20 веке, по состоянию на 1910 год, он находился в хорошем состоянии и не требовал ремонта. На плаце возле храма размещались дом ксендза, хозяйственная постройка и деревянная колокольня — качество старого снимка, найденного в интернете, неважное, но рассмотреть ее можно. Были при костеле и огород, и сад.
Последний рясненский ксендз по фамилии Лятух умер в 1922 году и был похоронен на костельном кладбище. Действовал ли храм в годы богоборчества — вопрос. Но в 30-х годах опустевший костел местные комсомольцы превратили в клуб.
Еще одна печальная страница в истории костела — события Великой Отечественной войны и то, что происходило с храмом после. По воспоминаниям участника боев за Рясно (1943 год) Ивана Петровича Ченского, командира артиллерийского дивизиона 913-го полка 344-й стрелковой дивизии, батарейцы вели огонь по немецким пулеметчикам, засевшим в храме. Строение получило сильные повреждения.
Со временем «беспризорный» костел стал для жителей деревни местом, где можно раздобыть стройматериалы — других вариантов в тяжелый послевоенный период не было. Говорят, что кирпичи храма использовали восстановления хозяйственных построек, погребов. По ходу дела был разобран орган, исчезли статуи святых, находившиеся внутри костела…

 

Не проезжайте мимо…
Несмотря на удручающее состояние, рясненский костел определенно входит в категорию «must see», то есть «надо увидеть». От него и сегодня глаз не отвести. Несмотря на разбитую кладку, трещины в стенах, полуразрушенные арочные своды…
Закономерен вопрос: можно ли реанимировать древние стены? Пример ведь есть — по соседству. В Мстиславском районе находится старейшая православная обитель Могилевщины — монастырский комплекс Пустынки (основан в XIV веке). Двадцать лет назад группа молодежи из Дрибина ездила туда на экскурсию. Заброшенный монастырь выглядел печально: здания без крыш, территория заросла кустарником и бурьяном. Помню, как в руинах Успенского собора — главного здания комплекса — наткнулись на небольшой проем в стене. Стена оказалась полой, а внутри нее — крутая винтовая кирпичная лестница, ведущая наверх. Вид был отличный!
Так вот, Пустынки в ту пору и сейчас — небо и земля. Работы по восстановлению монастыря были начаты в 2003 году и ведутся до сих пор. Возрождена Покровская церковь, келейный корпус. Не узнать здание школы. А ведь оно тоже было без крыши с полуразрушенными стенами.
Говорят, что попытка реставрировать костел в Рясно была. В 1989 году за дело взялись специалисты из Польши. Здание окружили строительными лесами, но дальше этого этапа не пошло. По одной версии, свернули финансирование.
— Остатки костела святого Казимира входят в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, — говорит Жанна Климова, директор Дрибинского районного историко-этнографического музея. — Сегодня стоит говорить не о реставрации костела, а о консервации, то есть о мерах, направленных на стабилизацию физического состояния и сохранение остатков сооружения, дошедших до наших дней в уже разрушенном виде и в таком виде воспринятых как памятник. Но и на это нужны большие деньги.
В 2019 году был разработан гуманитарный проект на консервацию костела. Откликов, к сожалению, не последовало. Недавно открыли благотворительный счет для сбора средств. О результатах говорить рано.
Историко-культурная ценность переживает непростые времена. Найдутся ли меценаты, которые помогут сохранить уникальный памятник?

Максим ТЕТЕРИН
P.S. Сбор пожертвований на проведение работ по консервации остатков костела святого Казимира осуществляет отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дрибинского райисполкома. Расчетный счет, на который можно перечислять средства: BY41АКВВ 36420000001680000 в ЦБУ № 728 ОАО «АСБ Беларусбанк» в г.п. Дрибин.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *