Что нужно знать о целевом направлении?

Молодежь

Чтобы увеличить шансы поступления на бюджетную форму обучения и получить заветную специальность, многие абитуриенты берут целевое направление.

 

 

Целевое направление, как известно, позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Из явных преимуществ — возможность поступления с баллами ниже проходных, первоочередное право на получение места в общежитии и выплату стипендии. Но самое главное: подписывая договор о целевой подготовке, молодой человек получает практически 100-процентную гарантию последующего трудоустройства. Отработать по окончании учебного заведения получившим высшее образование необходимо не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух.
Квалифицированные, образованные и грамотные кадры востребованы во всех без исключения сферах деятельности. В частности, всегда рады молодому пополнению в таких жизненно важных отраслях, как медицина, образование, сельское хозяйство. Есть вакантные места для будущих медиков, педагогов, специалистов сельскохозяйственного профиля и в нашем районе.
Все ли желающие из числа абитуриентов могут получить целевые направления по вышеназванным профессиям, как происходит данная процедура и каковы дальнейшие перспективы трудоустройства? Попробуем разобраться в этих вопросах.

 

Как рассказала главный специалист отдела по образованию, спорту и туризму Дрибинского райисполкома Жанна Кистенева, в текущем году подана заявка на места на получение высшего профессионального образования на условиях целевой подготовки. Планируется заключить договоры на педагогические специальности с пятью выпускниками Рясненской, Михеевской и Дрибинской средних школ для обучения в Могилевском государственном университете имени А. А.Кулешова и Белорусском государственном университете физической культуры. Среди избранных ребятами специальностей — психология и педагогика, социальная педагогика, начальное образование, оздоровительная и адаптивная физическая культура. По словам Жанны Сергеевны, на данный момент наиболее востребованными среди педагогических работников в районе также являются учителя физики и математики. Также с выпускниками на уровне общего базового образования планируется заключение 5 договоров на получение среднего специального профессионального образования. Из них сельскохозяйственного профиля — 4; педагогического профиля —1.
— На протяжении всего учебного года, — говорит главный специалист, — мы проводим с ребятами профориентационную работу, а также мониторинг кадрового состава учреждений образования. По его результатам можно, в частности, проследить, какие специалисты в учреждениях образования района будут нужны в ближайшем будущем. В соответствии с этим планируется заключение договоров на получение профессионального образования на условиях целевой подготовки с учащимися выпускных классов. Определяющую роль играет востребованность профессий в нашем регионе. В соответствии с перспективным планом востребованности педагогических кадров заключаются договора на подготовку по нужным специальностям. Если вакансия не просматривается, то, безусловно, заключать договор нецелесообразно. Немаловажное значение имеет и успеваемость учащихся, которые обращаются за целевым направлением.
В текущем учебном году на базе двух учреждений, Трилесинской и Пудовнянской средних школ, впервые в районе начали функционировать педагогические классы с изучением факультатива «Введение в педагогическую профессию». Выпускники педагогических классов при поступлении на педагогические специальности зачисляются без вступительных испытаний по результатам собеседования, проводимого вузом, при условии последующей обязательной работы по распределению после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета не менее пяти лет. Учитывая, что выпускники педклассов более мотивированы на получение педагогической профессии, отмечает Жанна Сергеевна, с ними рекомендовано в первую очередь заключать договоры для получения высшего образования на условиях целевой подготовки.
К слову, в текущем году в сферу образования района должны прийти пять молодых специалистов-целевиков. Как правило, молодые педагоги, особенно из числа тех, кто возвращается работать домой, в родные места, хорошо адаптируются в коллективах, находя поддержку со стороны более опытных коллег, руководства учреждений, и в большинстве своем остаются жить и работать в районе.

Молодые люди, которые хотели бы связать свою судьбу с медициной, могут обратиться в администрацию или отдел кадров УЗ «Дрибинская ЦРБ». Как рассказала старший инспектор по кадрам Светлана Дорофеева, целевое направление выдается абитуриентам после получения ими результатов централизованного тестирования, с 10 июня по 17 июля. При этом заключение целевых договоров на подготовку специалистов в медицинских университетах находится в компетенции главного управления по здравоохранению Могилевского облисполкома, соответственно, гарантии, что после получения диплома врача вы вернетесь именно в родной район, нет. Распределение может быть произведено в любое учреждение здравоохранения в пределах области. Поступающие в средние специальные учреждения медицинского профиля, Бобруйский и Могилевский медколледжи, получают целевое направление непосредственно в районной больнице.
Несмотря на доведенные планы, отметила Светлана Алексеевна, как правило, целевое направление получают все желающие. Но здесь очень важно, подчеркнула специалист, адекватно оценить свои возможности, и задача кадровой службы, которая проводит мониторинг учебных заведений, изучает востребованность тех или иных специалистов на рынке труда, помочь молодым людям вовремя определиться с выбором профессии и учебного заведения. Ведь проходные баллы в медицинские вузы могут существенно отличаться в зависимости от региона, как правило, в Белорусском государственном медицинском университете они всегда выше, есть отличия и в зависимости от врачебной специальности. Иногда, ознакомившись с результатами централизованного тестирования, вместо вуза молодым людям рекомендуют подавать документы в средние специальные заведения, и к этим советам, уверяет специалист, стоит прислушаться.

Трудолюбивые, ответственные и грамотные специалисты всегда нужны и в сельском хозяйстве. Востребованность в квалифицированных кадрах в этой трудоемкой отрасли достаточно высокая. На сегодняшний день в сельхозпредприятиях района есть свободные вакансии как по рабочим профессиям (трактористы-машинисты, операторы машинного доения и прочие), так и для специалистов-агрономов, финансово-экономической службы, и особенно востребованы в хозяйствах специалисты ветеринарного и зоотехнического профиля. Об этом рассказала начальник отдела организационно-кадровой работы райисполкома Елена Ерошевская.
— Все желающие поступать на сельскохозяйственные специальности по целевому направлению могут обратиться в конкретное сельхозпредприятие или в управление по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома, — говорит Елена Васильевна. — При этом если абитуриент заключает договор непосредственно с сельхозорганизацией, куда должен будет вернуться на отработку после получения диплома, то хозяйство рассматривает возможность доплаты к стипендии во время обучения. Такие примеры в районе уже есть.
В школах района с будущими выпускниками проводится обширная профориентационная работа. Ежегодно к нам приезжают представители вузов и средних специальных учреждений, готовящих специалистов для сельского хозяйства, и подробно рассказывают об условиях приема, особенностях учебно-воспитательного процесса, перспективах трудоустройства. В свою очередь специалисты райсельхозпрода тоже проявляют инициативу, посещая приемные комиссии вузов и ссузов во время вступительной кампании. Так, в прошлом году управлением по сельскому хозяйству и продовольствию было заключено 6 договоров на целевую подготовку специалистов для нашего района. Причем, по целевому направлению в хозяйства района приезжают не только наши ребята, но и из других районов. Все молодые специалисты обеспечиваются жильем.
Как показывает практика, целевое направление способствует дальнейшему закреплению молодых специалистов в районе, мотивирует их к профессиональному росту и совершенствованию. Ну а возвращаясь в свой родной поселок, деревню или городок, в начале трудового пути молодой человек чаще может рассчитывать на поддержку со стороны близких, родных и знакомых людей. Это немаловажный стимул в работе.

 

 


ПО ТЕМЕ

«Целенаправленно вернулась работать домой…»

Ангелина Михеева — учитель белорусского языка и литературы Рясненской средней школы, одна из молодых специалистов нашего района, которые работают по целевому направлению. Ангелина — дрибинчанка, и пять лет тому назад, будучи еще абитуриенткой и планируя поступать в Могилевский государственный университет имени А. Кулешова, девушка с удовольствием воспользовалась возможностью получить гарантию трудоустройства в своем районе.

— Взять целевое направление мне посоветовала мой классный руководитель Светлана Андреевна Горох, поддержали эту идею и родители, — рассказывает девушка. — Уже в классе десятом я определилась с выбором профессии. Поняла, что хочу работать с детьми, и белорусская филология мне была ближе других дисциплин. Поэтому поступала целенаправленно. Думаю, что я бы в любом случае прошла по конкурсу на свою специальность, но для меня было важным вернуться после учебы домой, это стало главным аргументом в заключении целевого договора на обучение. Сегодня я вполне довольна и своей работой, и коллективом, и бытовыми условиями. Как молодому специалисту мне выделили арендное жилье в агрогородке Рясно — удобно добираться в школу и до Дрибина недалеко.
Не секрет, что многие молодые люди предпочитают тихой провинциальной жизни городскую суету. Но те, кто приезжают сюда работать и потом остаются, уверяют, что перспектив для профессионального и даже карьерного роста в небольшом районе порой больше, чем в городе. Ангелина Михеева, помимо того, что преподает белорусский язык и литература в 6-11 классах, является классным руководителем в 7 классе, а также, будучи человеком творческим, ведет в школе драматический кружок. Говорит, что как молодому специалисту, знающему не понаслышке об увлечениях и интересах современных детей, ей в большинстве своем удается находить взаимопонимание с учащимися, что очень важно для организации учебно-воспитательном процесса. Ну а более опытные коллеги всегда готовы помочь и поддержать.

Ирина ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *