Суворин, бойкий газетчик…

Калейдоскоп

Уважаемые читатели. Перед вами очередной выпуск рубрики, в которой рассказывается о предметах и явлениях, необычных на взгляд современного человека. Время бежит, и порой не замечаешь, как привычное становится забытым или меняется до неузнаваемости…

«Почитать, что ли, новости», — говорим мы и тянемся за… Нет, не за газетой. За смартфоном. Информационную повестку дня создают интернет-сайты и телеграм-каналы, делая ставку на оперативную подачу происходящего. Старая добрая бумажная периодика — как номер «районки», который вы держите в руках, уже не может в полную силу конкурировать с онлайновой журналистикой, объединяющей в себе текст и фото, звук и видео.
«Цо то бенде»? — спросите вы. Время покажет. А пока давайте — на примере одного из изданий прошлых лет — поговорим, что такое быть прорывом в журналистике. И полистаем старые страницы.

«Новое время» Суворина
Недавно мне презентовали несколько экземпляров газеты «Новое время». Самый старый из них датирован — минуточку! — 1893 годом. Эпоха Российской империи 19 — 20 века, в которой издание было одним из влиятельных участников медиарынка. Если сравнивать с современными СМИ, на ум приходит «Комсомольская правда» или «Аргументы и факты». Большой тираж, журнальные проекты и так далее.
Небезынтересно: «Новое время» основал в 1868 году в Санкт-Петербурге уроженец Мстиславского уезда Могилевской губернии Адам Киркор — известный литератор, археолог, издатель, некогда бывший редактором «Виленского вестника». Но в силу разных причин дело не пошло. А популярной газета стала, когда кресло редактора занял Алексей Сергеевич Суворин, до того работавший литсотрудником в «Санкт-Петербургских ведомостях». Он давно мечтал о собственном издании и приобрел «Время» на паях с компаньоном. А впоследствии выкупил полностью.
В чем же проявился талант нового владельца? Главное: Суворин, бойкий газетчик, приветствовал журналистскую инициативу и был не чужд нововведениям. Современники отмечали, что у него было «замечательное литературное чутье в оценке чужих дарований» и что он обладал «искусством делать журналистов». Сам же издатель утверждал: «Настоящий редактор не должен покидать газету ни на одну минуту. Дверь редакторского кабинета должна быть всегда открыта для кого угодно».
Лучше и не скажешь, верно? Забегая вперед: «Новое время», чей тираж поначалу не превышал 2 тысяч экземпляров, в 1914 году достигнет планки в 200 тысяч экземпляров и станет выходить дважды в день: утром и вечером.
А теперь — все по полочкам.

И Чехов, и Жюль Верн…
Успешных маркетинговых ходов у предпринимателя Суворина было много.
Начнем с того, что издатель рассчитывал, что «Новое время» будет отличаться от всех других газет составом сотрудников. Например, в «Новом времени» стал публиковаться подающий надежды Антон Чехов. Писатель напечатал, кроме многочисленных рассказов, путевые очерки «По Сибири» и ряд публицистических статей.
О вкусах не спорят, и чтобы каждый читатель мог найти интересное для себя, Суворин ввел множество рубрик: ежедневные обозрения, внешние известия, хроника, правительственные распоряжения, внутренние известия, театр и музыка, биржевая хроника, судебная хроника, фельетоны, справочный указатель…
Почитать рассказ фантаста Жюля Верна? Пжалте-с, свежий номер… Или вот, к примеру, о действиях наших войск на Северном Кавказе против неприятеля. Либо о непонятных и загадочных вегетарианцах: кто они и почему не едят мяса…
При этом издатель держал курс на демократичного потребителя: цена на издание в разные годы составляла 5 – 15 копеек.
А еще газета печатала много рекламы, причем периодически не брала деньги с рекламодателей. В пиар-акциях Алексей Сергеевич понимали…
Наконец, в 80-е годы Суворин первый в России приобрел право продажи газет на железнодорожных станциях. Он заключил договор с 8 главными железными дорогами, став монополистом.
А еще занялся изданием общедоступных книг и справочников. Выпуски серии «Дешевой библиотеки», «Научной дешевой библиотеки» расходились на ура среди мещан и купцов. Справочник Суворина «Вся Россия» был признан лучшим в своем роде. В нем содержались обширные сведения и статистические данные по административному устройству, промышленности, торговле, сельскому хозяйству, а также адрес-календарь учреждений, фирм и частных лиц.
К слову, печатались номера газет и литература в собственной типографии, которая стала первой частной в России. Для нее Суворин закупил современное оборудование за границей, попутно наладив обучение наборщиков.
Взаимоотношения Суворина с работниками – отдельная тема. Им он предоставлял бесплатные квартиры и медицинскую помощь. Плюс открыл ссудо-сберегательная кассу и библиотеку. Устраивал новогодние праздники для детей рабочих.

А закончилось все, увы, печально: «Новое время» было закрыто большевиками на другой день после Октябрьской революции. В городах, куда приходила новая власть, мгновенно блокировались средства массовой информации, политика которых отличалась от той, что проповедовали большевики. Сам Суворин, правда, этого уже не увидел: скончался от болезни в 1912 году.

Подготовил
Максим ТЕТЕРИН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *