Что такое МТС?

Калейдоскоп

Недавно на глаза попался интересный документ.
В очередной раз появился повод погрузиться
в историю.

Сегодня поговорим о сельском хозяйстве. Тема подходящая — район у нас аграрный. И вклад работников ОАО и фермерских хозяйств в производство зерна и мясомолочной продукции, большой. Итоги, как обычно, подведут на «Дожинках». А мы тем временем углубимся в историю.


Взгляните на фотографию. Перед вами — доверенность, выданная жителю деревни Юровка, фронтовику-орденоносцу Дмитрию Терентьевичу Чибикову в сентябре 1947 года. Министерство сельского хозяйства Союза ССР уполномочивает товарища Чибикова — как директора Черневской машинно-тракторной станции — на управление означенной МТС. Согласно документу, Дмитрию Терентьевичу доверяется заключать договоры с колхозами на производство работ, совершать операции в учреждениях Госбанка, нанимать и увольнять рабочих, арендовать склады и помещения… Иными словами, вести все дела машинно-тракторной станции.
Собственно, МТС и есть предмет нашего рассказа. Для чего была нужна машинно-тракторная станция?
И во времена Российской империи, и при советской власти вопросы сельского хозяйства были важнейшими для государства. Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена — и сельскохозяйственному экспорту. В Стране Советов одной из наиболее интересных форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х были машинно-тракторные станции.
Все началось сразу после окончания гражданской войны, когда встал вопрос масштабных изменений устройства сельскохозяйственного производства в стране. Важнейшая роль в этом отводилась мощной базе машинной техники. Нехватка машин и агрегатов обусловила необходимость их централизованного распределения и использования.
В качестве первого опыта в 1927 году на Украине, при совхозе имени Шевченко, был организован отряд из 10 тракторов, обслуживавший окрестные бедняцкие и середняцкие хозяйства, а в 1928-м на его базе была создана первая в СССР машинно-тракторная станция, предоставлявшая сельскохозяйственную технику колхозам. С точки зрения партийного руководства страны, это стало мощным рычагом государственной помощи деревне, и XVI конференция ВКП(б) в 1929 году признала, что МТС предстоит стать «одной из главных форм производственной смычки с крестьянством». Совет труда и обороны 5 июня 1929 года принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций — «Трактороцентр».
Первая в Беларуси Койдановская МТС была создана весной 1930 года, а к 1937 году их было уже 200 по всей стране. Эффект от деятельности МТС для того времени трудно переоценить — колхозы получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; повысились урожаи. В свою очередь, колхозы были обязаны сельскохозяйственные работы, проведенные МТС, оплачивать натурой в определенном установленном проценте от урожая.
Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10 — 20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.
Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929–1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м — уже 2446, 1937-м — 5818, 1938-м — 6350, а в 1940 году — 7069!
Во время войны было разорено и разграблено 98 000 колхозов и почти 3000 МТС, так что в ходе послевоенного восстановления экономики одной из основных задач стало возрождение сельского хозяйства, восстановление разрушенных войной производственных сил деревни, главной составляющей которых были машинно-тракторные станции. И если в 1938 году тракторный парк МТС составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин —153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники.
За 5 — 7 послевоенных лет материальная база колхозов была восстановлена, и это дало повод заговорить о коренной реорганизации МТС. Большинство в высшем руководстве партии полагало, что производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС перестало соответствовать потребностям развития сельского хозяйства и всю технику машинно-тракторных станций следует продать в собственность колхозам. Таким образом, предлагалось разгрузить государство от капитальных вложений в сельское хозяйство. В сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками.
И еще пара интересных фактов.
На территории Дрибинского района после Великой Отечественной войны действовало 3 МТС: Черневская, Первомайская и Дрибинская. Именно здесь в 1947 году закончил курсы трактористов будущий Герой Социалистического труда — дрибинчанин Александр Байков. Здесь же он и начал трудовую деятельность.
Дрибинская МТС, вероятно, одна из первых, что появилась в районе. Она заработала в 1935 году. На станции в ту пору было 29 тракторов, 10 молотилок, 2 грузовика и 5 сеялок. В МТС трудоустраивали не только мужчин. По воспоминаниям жительницы деревни Губино Евдокии Никитовны Черняковой, закончившей курсы трактористов в том же 1935 году, женской бригадой руководила Акулина Бедрягина. В ней было четыре трактора — по два человека на каждый. Работали трактористки в основном на территории Кледневичского сельсовета. В технике — у них были трактора на металлических колесах, сейчас такие только в музее горецкой сельхозакадемии увидишь — разбирались не хуже мужчин. Рекорды — план перевыполняли в полтора-два раза —ставили на СТЗ-15/30. Это настоящий труженик эпохи индустриализации, простой и массовый колесный трактор, в основе которого лежала конструкция американского трактора «Интернешнл Мак–Кормик» 15/30. СТЗ (Сталинградский тракторный завод) целиком был металлическим, даже сидение, а на колесах вместо привычных ныне резиновых шин были железные грунтозацепы. Предполагалось, что трактор по автомобильным дорогам передвигаться не будет, его удел — пашня.
Двигатель трактора развивал смехотворную по нынешним временам мощность в 31,5 лошадиную силу, был четырехцилиндровым карбюраторным, но топливом для него служил не бензин, а керосин. Зажигание было от магнето, как и у многих автомобилей того времени. Работал трактор с двух- и трехкорпусными плугами, а также другим сельхозоборудованием.
Максим ТЕТЕРИН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *