Что означает конфликт интересов, и какое отношение к коррупции он имеет?

Профилактика и безопасность

Само понятие «конфликт интересов» в законодательстве Республики Беларусь закреплено достаточно давно, впервые оно внесено в качестве дополнения в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в 2011 году (вступил в силу в 2012 году). С тех пор данный закон претерпел некоторые изменения, однако, понятие конфликта интересов в нем сохранилось.
На сегодняшний день конфликт интересов законодателем определен как ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют, или могут повлиять на надлежащее исполнение им своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии решения, или участии в принятии решения, либо совершении других действий по службе (работе).
При этом не все личные интересы могут создавать ситуацию конфликта интересов, а только те, которые связаны с получением государственным должностным лицом незаконных преимуществ и выгод от принятия решения, совершения действия (бездействия) по службе (работе).
Какая связь с коррупцией? Конфликт интересов – это одна из наиболее актуальных проблем в сфере борьбы с коррупционными проявлениями. Сам факт его возникновения уже считается коррупционным риском, так как может привести к совершению государственным должностным лицом коррупционного преступления либо правонарушения, причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства в целом.
Зачастую конфликт интересов возникает, когда государственное должностное лицо, принимающее решение об использовании бюджетных средств, имеет какое-либо отношение к организации-претенденту на получение этих средств, в случае распределения их на конкурсной основе.
Например, высока вероятность возникновения конфликта интересов, если члены или руководители конкурсной комиссии, принимающей решение о распределении бюджетных средств, одновременно являются руководителями (учредителями) компаний, претендующих на финансирование.
С целью предупреждения возникновения коррупционных рисков для государственных должностных лиц статьями 17-18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлены определенные ограничения, в том числе по занятию предпринимательской деятельностью лично, либо через иных лиц, а для государственных служащих законодатель дополнительно установил ограничение по управлению коммерческими организациями.
На практике данные ограничения не всегда соблюдаются государственными должностными лицами, и бывает так, что конфликт интересов способствует совершению правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.
Совместная служба (работа) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников также нередко способствует возникновению конфликта интересов, а в дальнейшем и коррупционным проявлениям и коррупционным правонарушениям.
К примеру, прокуратурой Дрибинского района в истекшем периоде 2021 года установлен факт заключения директором одного государственного коммунального предприятия договоров подряда об оказании предприятию услуг водителя со своим супругом.
Вышеуказанные обстоятельства способствовали совершению руководителем предприятия хищения денежных средств путем составления фиктивных путевых листов на поездки служебного автомобиля.
За совершение данного коррупционного правонарушения – мелкого хищения имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, руководитель предприятия по постановлению прокуратуры района привлечен к административной ответственности по ст.11.1 КоАП Республики Беларусь, и им в полном объеме возмещен причиненный предприятию ущерб.
Прокуратурой района в качестве меры реагирования на выявленное нарушение закона в Дрибинский райисполком внесено представление, по результатам рассмотрения которого директор предприятия привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Для предотвращения коррупционных рисков статьей 27 Трудового кодекса Республики Беларусь и статьей 18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлены ограничения по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников. В частности, запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Статьей 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Так, государственное должностное лицо при обнаружении признаков конфликта интересов обязано незамедлительно уведомить о нем своего непосредственного руководителя и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения, либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель же, в свою очередь, обязан принять неотложные меры по предотвращению или урегулированию возникшего конфликта интересов.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, является основанием для привлечения указанного должностного лица к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения).
Никто из государственных должностных лиц не застрахован от возможности возникновения на работе (службе) конфликта интересов, главное при его возникновении – действовать в установленном законом порядке урегулирования конфликта интересов и не допускать нарушений антикоррупционного законодательства.
Александр СИДОРКИН,
прокурор Дрибинского района
младший советник юстиции



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *