Мудрая наука — история…

Общество

Свой профессиональный праздник отмечают педагоги.

Уверена, что каждому из нас есть или было кому адресовать в этот прекрасный осенний день самые теплые слова поздравлений и благодарности. Какой учитель хороший и успешный? Можно назвать массу эпитетов и характеристик, привести ряд критериев, по которым принято судить о профессиональном уровне педагога. Но ответ на этот вопрос на самом деле намного проще: хороший учитель прежде всего тот, которого любят и уважают ученики. Детей трудно обмануть, они тонко чувствуют отношение к себе и нас, взрослых, тоже, а поэтому только на взаимном доверии можно построить эффективный учебно-воспитательный процесс.
Сергей Шаменков, учитель истории и обществоведения Дрибинской средней школы, любит свою профессию, свой нужный и увлекательный предмет и, конечно же, своих учеников. Их у Сергея Владимировича, к слову, немало, ведь он преподает в каждом классе, начиная с пятого. И ребята отвечают ему взаимностью. А это, считает собеседник, главный стимул в работе.
В Дрибинской средней школе Сергей Владимирович трудится с 2012 года, окончил исторический факультет Могилевского государственного университета имени А. Кулешова.
— С будущей профессией, — говорит учитель, — определился еще во время учебы в родной Трилесинской школе. История мне очень нравилась. И хоть были и другие любимые предметы, которые тоже давались легко — например, география, физкультура, выбор пал именно на нее. Историю у меня, к слову, преподавал Виталий Викторович Гуща, замечательный педагог. На его уроках всегда было интересно, и это, возможно, сыграло свою решающую роль.
Сегодня Сергей Владимирович сам учит ребят мыслить, анализировать факты и события, рассказывая о жизни наших предков, о развитии нашего государства и общества в целом. Этим и ценна школьная дисциплина история.
— Ученики нередко меня спрашивают — а зачем, собственно, нужен этот предмет? — рассказывает Сергей Владимирович. — Пытаюсь доступно объяснить, что история расширяет наш кругозор, растолковывает многие понятия, позволяет лучше понимать настоящее. Главное, привести яркий, наглядный пример. Я тогда спрашиваю у ребят, как правило, это учащиеся пятого класса, только начинающие изучать историю: а вы знаете, например, почему наша страна называется Беларусь? Безусловно, многие из ребят уже знают ответ на этот вопрос, и оказывается, что многие любопытные факты мы узнаем именно из истории.
Есть мнение, что в работе учителя много рутины: ведь из года в год приходится рассказывать и объяснять один и тот же материал. Сергей Владимирович категорически с этим не согласен.
— Каждый урок по-своему неповторим. Многие учащиеся сами проявляют хорошую активность, не только отвечают на вопросы учителя, но и сами их задают. А вы же знаете, что вопросы у ребят бывают достаточно каверзные, — улыбается собеседник, — им нужно обязательно знать, почему произошло то или иное событие, почему все сложилось именно так, а не иначе. И любопытство ребят, которое только приветствуется, нужно удовлетворять, чтобы поддерживать интерес к предмету, но и стараться делать это не в ущерб теме урока. Общение с детьми заряжает энергией, позволяет отвлечься от многих повседневных забот и проблем. Ученики, конечно, разные, но с ними никогда не бывает скучно.
Рассказывая о взаимоотношениях с ребятами, учитель приводит пример из курса обществоведения:
— Как известно, есть три стиля руководства: авторитарный, либеральный, демократический. Я приверженец двух последних. Нужно доверять детям, стараться находить с ними общий язык и совместными усилиями решать возникающие проблемы. При этом важно оставаться объективным и справедливым.
Таким правилом Сергей Владимирович руководствуется не только в школе как педагог, но и дома как отец. У него в семье подрастает трое детей: двое сыновей-школьников и доченька, пока еще воспитанница детского сада. Несмотря на загруженность, каждому из них ежедневно нужно уделить должное внимание: и как учитель и как родитель, Сергей Владимирович уверен, что любое воспитание начинается прежде всего в семье.
Учитель истории и обществоведения вместе со своими учениками принимает активное участие в различных конкурсах, в олимпиадном движении, и делает это небезуспешно. Ребята показывают достойные результаты не только в районе, но и на областном уровне. Так, в прошлом году третье место сначала в области, а затем и на республике было завоевано творческим коллективом учащихся Дрибинской СШ под руководством Сергея Владимировича в конкурсе «Паруса Победы», прошедшего в рамках республиканской акции «Юнги Победы».
Помимо основной педагогической деятельности и классного руководства, которое мой собеседник в шутку называет второй профессией (в этом году ему доверили самых «маленьких» — пятиклассников), Сергей Шаменков также руководит школьным музеем. И это настоящая отдушина в его работе. Музей, где можно проследить историю дрибинской земли от древности до наших времен, — настоящая гордость Дрибинской школы. Основной фонд составляет больше трехсот экземпляров. Многие из них представляют серьезную ценность как исторические артефакты.
Сергей Владимирович тепло отзывается о коллективе, в котором работает, — среди коллег много опытных и преданных своему делу педагогов, и, конечно, рад, когда в школу приходят молодые специалисты.
— Хочется, чтобы молодые педагоги не разочаровывались в профессии, чтобы оставались работать в районе, в нашей школе. Я помню начало своего профессионального пути, было, признаюсь откровенно, не всегда легко. Но меня поддержали, в том числе и руководство школы, в то время директором была Любовь Васильевна Тарасенко, она помогла мне поверить в свои силы. И сегодня я люблю свою работу. Не скрою, приятно, когда уже бывшие ученики, встречая меня, вспоминают школьное время с теплотой, благодарят за советы и наставления, которые я им давал. Значит, все было не зря…

 

Ирина ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *