Ребенок не говорит. Когда начинать волноваться?

Общество

Все родители с нетерпением ждут от своего ребенка первые «мама» и «папа» и переживают, если малыш не торопится произнести хотя бы этот минимум. «Почти не говорит в 2 года», «предпочитает молчать, хотя все понимает», «кажется, он картавит» — с этими и другими проблемами к логопедам обращаются довольно часто. И практически любые речевые патологии реально исправить. Но вот незадача: родители
не всегда понимают, где можно сохранять спокойствие, а в каком случае стоит все же обратиться
за консультацией к специалисту.

Как «не упустить» ребенка, скорректировать неправильное произношение и выйти в речевую норму, рассказывает Наталья Мамина, заместитель директора по основной деятельности Дрибинского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
— Мнение, что ребенка следует приводить к логопеду не раньше 5 лет, безнадежно устарело. Чем раньше специалист обнаружит нарушения речи, тем легче их будет исправить. При этом основной повод для беспокойства — задержка речевого развития.
В норме первые слова появляются к году. Их количество может варьироваться от 2 до 10. Если слова появляются чуть позже, переживать не стоит. К полутора годам словарный запас обычно — до 100 слов, а в речи появляются первые фразы.
Да, это условная норма, ведь речевое развитие у каждого конкретного ребенка отличается. Но если к этому возрасту малыш не заговорил либо произносит всего несколько слов — имеет место задержка речевого развития. И родителям нужно обратить внимание на первые «звоночки».
— Как их распознать?
— Уже в первые месяцы жизни малыша о потенциальной проблеме с речью может свидетельствовать плохое сосание — слабые мышцы губ, слабенький язычок, общая вялость ребенка, слабый крик. Проблемы с речью могут возникнуть, если у малыша тяжело вводится прикорм твердой пищи, ребенок плохо глотает, не может жевать, давится.
Еще один показатель, на который родители обычно не обращают внимания, это нарушенный онтогенез, то есть выпадение каких-то этапов развития малыша. Так, ребенок сначала «гулит», потом начинает произносить слоги, к году в его речевой копилке есть несколько слов. Если малыш к двум годам не заговорил короткими фразами или общается на своем языке, который понимает только мама, это уже повод для беспокойства.
Следует обращать внимание на развитие моторики ребенка, так как это непосредственно влияет на речь — двигательный и речевой центры мозга располагаются рядом. В норме малыш сначала учится переворачиваться, потом сидеть, далее — ползать, и только после этого вставать на ножки и ходить. Так заложено природой. Некоторые родители гордятся тем, что их малыш начал ходить, пропустив этап ползания. Хотя, на самом деле, это не очень хорошо. Если ребенок не ползал, значит, какие-то участки мозга у него не дозрели.
То, что логопеды занимаются только постановкой звуков, — распространенный миф. Такой специалист развивает у детей внимание, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, память, мышление. Помимо этого, работает над речевым дыханием и связной речью, обогащает словарный запас и т.д.
Помощь логопеда — хорошее подспорье для успешного обучения в будущем. Однако важно понимать: проблемы с речью могут оказаться следствием не только особенностей строения речевого аппарата или недостатка общения, иногда это сигнал нарушений интеллектуального развития. Поэтому важно как можно скорее отправиться к профессионалу, если заметна речевая патология. Это позволит выиграть время для коррекции.
— Понятное дело, малыши овладевают правильной речью постепенно. И в каждом случае норма может немного отличаться от общепринятой. Когда совершить визит к логопеду, чтобы понять: все ли в порядке?
— Первый раз стоит посетить специалиста в 3 года, затем после 4 и обязательно перед поступлением в школу. При обследовании логопед обратит внимание родителей на проблемы, если таковые есть.
И все же наиболее частое отклонение, с которым обращаются родители, — нарушение звукопроизношения. Часто малыши могут не произносить один или несколько звуков, искажать их, пропускать или заменять. Нередко наблюдаются искажения.
Довольно часто неправильное произношение возникает изза несформированности фонематического восприятия, то есть малыш путает звуки на слух, несмотря на то, что физиологически он в норме. В таком случае кроха с трудом выделяет звук в слове, не выполняет заданий на определение места в слове, не отличает его от похожих звуков.
Еще одна знакомая всем проблема — заикание — нарушение темпа, ритма и плавности речи. Надо сказать, в преодолении большую роль играет комплексный подход: важна помощь невролога, психолога и логопеда. Коррекционная работа в данном случае потребует длительного логопедического воздействия, поэтому родителям стоит запастись терпением: выполнять рекомендации всех специалистов и наладить четкий режим дня. Не менее важна и благоприятная эмоциональная обстановка в семье. Логопед научит ребенка правильно дышать, правильно включать в работу голосовой аппарат, выстраивать собственную речь, а это система длительных тренировок.
Результат занятий с логопедом есть всегда, однако не всегда завышенные ожидания родителей оправдываются. Часто мамы и папы хотят мгновенных положительных сдвигов в речи своих детей, но чем сложнее речевое нарушение, чем больше звуков нарушено, чем позже начата работа по исправлению, тем большее количество времени и усилий придется затратить специалисту. В особо тяжелых случаях это годы занятий.
— Иными словами, родители должны активно включаться в процесс…
— Мамы и папы иногда не хотят принимать участия в закреплении нового для малыша звука. Но если не останавливать ребенка, когда он начинает говорить «по старому», не просить повторить так, как научила «тетя», нормативное произношение может и не закрепиться.
Если речевое нарушение не исправлено в дошкольном возрасте, в классе непременно возникнут проблемы с формированием навыков чтения и письма, что негативно скажется на адаптации, способности усваивать школьную программу и учебной мотивации.
— Влияет ли, к примеру, телевизор на формирование речевого развития ребенка? Герои мультиков порой говорят неидеально…
— Специалисты констатируют: гаджеты серьезно тормозят необходимость общаться у современных детей. Ребенка нечем занять? Что проще — сунул в руки телефон, и можно спокойно заниматься домашними делами. Как это скажется на речи ребенка и его мышлении, современные родители задумываются редко. Снижение зрения, плохая осанка, неумение выстраивать общение со сверстниками — все это даст о себе знать чуть позже.
Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше ему хочется общаться, двигаться. Более того, без мобильного телефона или планшета наступает «ломка». Похожий эффект дает и телевизор. Речь, исходящая с экрана, остается мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Конечно, назвать мультики злом в чистом виде язык не повернется, но то, что их просмотр стоит ограничить до 30 — 60 минут для дошкольника, — факт.
— Самостоятельно исправлять речь ребенка родителям не стоит?
— Могут ли родители самостоятельно исправить речь ребенка, однозначно сказать нельзя. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильной артикуляции звука, чтобы получить положительный эффект. Однако в абсолютном большинстве случаев без консультации грамотного специалиста не обойтись.
Лучше довериться профессионалу. Бывает и такое: мамы настолько хотят помочь, что закрепляют у детей неправильное произношение или вовсе отбивают охоту заниматься. А некоторые родители и сами мешают чадам говорить правильно. Запомните: сюсюкать с ребенком нельзя. Искажать произношение, подражая речи ребенка, — значит закреплять неправильную артикуляцию.
Нельзя наказывать за ошибки, передразнивать или раздраженно поправлять. Наоборот, подбадривайте, хвалите за старания. Так процесс пойдет быстрее.
Главное — не раздражайтесь, если ребенок не понимает с первого раза или переспрашивает, попробуйте объяснить еще раз более простыми словами, а лучше — в игровой форме, придумав интересную сказку про язычок. Так малыш быстрее усвоит нужный материал и научится правильно им пользоваться.
Коррекция речевого развития – это длительный процесс, требующий определенных усилий не только от ребенка, но и от родителей, потому что выполнять упражнения нужно ежедневно, только тогда будет хороший результат. Ребенок может на занятии с логопедом выкладываться на 100 процентов, стараться говорить правильно, но если он с родителями дома не будет закреплять успех, результата не будет.
— Наверняка есть полезные советы для родителей…
Да, конечно. Дыхание — основа правильной речи. Все звуки мы произносим на выдохе. У детей часто просто не хватает запаса воздуха для правильного произношения. Предложите малышу подуть на ватку, перышко, фигурку из бумаги. Упражнение поможет сформировать силу воздушной струи.
Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом: надувайте щечки, цокайте как лошадка и двигайте языком как маятник. Такая гимнастика включает в работу весь артикуляционный аппарат.
Закрепляйте звуки ежедневно. Не стоит мучить ребенка 40-минутными занятиями дома, лучше уделить этому 15 — 20 минут, но каждый день. Очень быстро вы почувствуете эффект, а ваш малыш втянется в «рабочий ритм». Хорошо работают на результат специальные логопедические альбомы, которые есть во всех крупных книжных магазинах.
— Спасибо.

 

 

 

 

 

Беседовал
Максим ТЕТЕРИН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *