Нескучные уроки истории

Образование Общество Человек и его дело

Личное мнение: история, пожалуй, один из самых увлекательных предметов в школе.

Вот только большинство моих одноклассников думало наоборот. «Опять эти даты!» — восклицал 9 «Б». То ли дело в колоритной атмосфере 90-х, когда в головах у школьников царила некоторая анархия, то ли с учителями не везло — менялись они у нас регулярно… В общем, на уроках многие из товарищей откровенно скучали. А параграфы в учебнике читали бегло и по диагонали.
Сегодня, вспоминая школьные годы, понимаешь: историю нельзя преподавать сухо. И исключительно по книге.
…Первое, на что обращаешь внимание, когда входишь в кабинет истории Бельского УПК ясли-сад-средняя школа — экспозиция старинных предметов. В шкафу и на шкафу чего только нет: самовары, солдатские каски, патефон, стенд с монетами, металлические элементы конской упряжи. И даже револьвер системы Нагана! Все это предлагается ребятам в качестве наглядного пособия во время занятий, все можно подержать в руках.
— Скучно на уроке истории быть не должно, — говорит учитель Виктор Мельников. — У учеников нет возможности непосредственно воспринимать события прошлого. И почему их должно заботить, что происходило в Великом Княжестве Литовском в XVII столетии — из нашего-то времени? Лучший способ вызвать интерес к теме — установить контакт с настоящим. Вот здесь и приходят на помощь артефакты. Старые вещи, доставшиеся в наследство от бабушек и дедушек, археологические находки… И история, как говорят, оживает на глазах.
Все это собеседник рассказывает с увлечением. К слову: в школе Виктор Константинович работает уже 34 года. Но интерес к профессии не исчез. Благодарен за это, в первую очередь, родителям…
— Я родом с Краснопольщины — из деревни Мхиничи. В школе учителем технического труда работал отец — Константин Кузьмич. Во многом с его подачи я и поступил в педучилище в Орше — на ту же специальность. А исторический факультет заканчивал уже позже и заочно. Тяга к истории это, пожалуй, от мамы — Ларисы Васильевны. Она была библиотекарем, и я с увлечением читал книги о приключениях и исследованиях. Любимым писателем был Фенимор Купер.
Собственно, и сами Мхиничи были местом, где ощущалось дыхание времени. Согласно письменным источникам, деревня известна с 16-го века. Здесь стояла и мельница, и церковь — в честь святого Иоанна Крестителя, окруженная гигантскими липами в два-три обхвата. Однако в 20-е годы прошлого столетия, в период богоборчества, храм разрушили. А кирпичи — такой вот исторический факт — использовали для постройки Дома культуры в райцентре.
— В 1986 году случилась авария на ЧАЭС, и Мхиничи оказались в зоне отселения. А потом деревня и вовсе прекратила свое существование, — говорит собеседник. — Наша семья, как и многие другие, переехала в Дрибинский район. А в Бельской школе работаю с ее открытия — с 1994 года.
Поселок Белая строился в поле — как говорится, на ровном месте. Но и здесь нет-нет, да найдется «осколок истории». Изъеденный коррозией «наган», оружие революции и контрреволюции, принес фермер — нашел на поле во время сельхозработ. А с каменным топором и вовсе вышла необычная история:
— В 50 метрах от школы на своем участке копали картофель, — вспоминает Виктор Мельников. — Супруга в шутку сунула в руки камень: держи, историк, древность. Очистил от земли — удивился. Позже отвез находку в Могилевский государственный университет и показал ее известному белорусскому археологу Вячеславу Копытину. Тот датировал топор 4-м тысячелетием до нашей эры. А еще один схожий я нашел на пастбище возле леса.
Передают учителю вещи с налетом старины и бывшие ученики, сотрудничающие с могилевским поисковым клубом «ВИККРУ».
— В общем, важно, чтобы у детей был интерес к предмету, — подводит итог беседы Виктор Константинович. — Им нравится необычное. На уроках труда сделали реплику советского автомата ППШ, всем известного, по крайней мере, внешне, дополняющего образ партизана. Ствол у нашего экземпляра настоящий — найден в смоленских лесах. А приклад вырезали-подогнали из дерева.
По мере возможности стараемся устраивать походы, выбираться за пределы поселка. Ездим на велосипедах в деревню Кищицы — наводим порядок возле православной церкви, ухаживаем за воинским захоронением в деревне Рябки. Так и происходит знакомство с историей края, в котором ты живешь…

Текст и фото
Максима ТЕТЕРИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *