Исследовательская деятельность учителя Пудовнянской СШ Анны Вронской

Калейдоскоп

Всякое большое, фундаментальное исследование, как правило, начинается с малого — простого житейского опыта, меткого наблюдения и, самое главное, неподдельного интереса к окружающему миру. Осмелюсь даже предположить, что главной движущей силой какой бы то ни было научной работы является именно … любопытство. Кто наделен этим качеством в избытке? Конечно же, дети. Сумев заинтересовать их предметом исследования, можно добиться поразительных результатов. Исследовательская деятельность уже давно стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, и отрадно отметить, что в нашем районе есть педагоги-энтузиасты, под руководством которых ребята успешно делают свои первые и уверенные шаги в самую что ни на есть настоящую науку.

Одним из таких педагогов является учитель химии и биологии Пудовнянской средней школы Анна Вронская. Из 26 лет работы в этой школе порядка 15 Анна Владимировна вместе ребятами занимается исследовательской деятельностью. Учитывая, что для подготовки каждой отдельной работы нужен хотя бы год, нетрудно посчитать, сколько исследований — а каждое из них это достаточно трудоемкий и скрупулезный процесс — было проведено за все время. Но самое главное: все работы (а большая часть из них получила высокую оценку в области и в республике) имеют сугубо практическую направленность, и полученный опыт вполне можно применить в повседневной жизни.

Инициирует идею, как правило, сама учитель, а потом находятся ребята из числа учащихся школы, которым та или иная тема будет близка, интересна и понятна. Анне Владимировне, в частности, по душе сельскохозяйственное направление, а для исследований учитель старается брать местный материал.

— Изначально мы изучали растения, — рассказывает педагог, — но в процессе работы оказалось, что наблюдать за животными и насекомыми для нас более увлекательное и плодотворное занятие. Так, много исследований у нас связано с пчелами. В них участвовали ребята, родители которых держат на своих участках пасеки. В свое время мне очень приятно и интересно было работать с Юлией Гаврусевой. Она уже давно не ученица, окончила Белорусскую сельскохозяйственную академию, и хоть ее профессия непосредственно не связана с пчеловодством, в этом деле она хороший эксперт.

Здесь нужно сделать ремарку: про талантливую ученицу Анны Вронской Юлию Гаврусеву «районка» писала не единожды. И этот талант, подчеркивает учитель, как раз наиболее ярко проявился в масштабной исследовательской деятельности, к которой, к слову, подключился и отец девушки, опытный пчеловод Александр Викторович Гаврусев. Он не просто пасечник, для которого главная цель — получить как можно больше меда, а в полном смысле слово человек, увлеченный своим делом. Так образовался настоящий научный тандем — взаимовыгодный союз учителя-ученика-родителя, которому удалость достичь высоких результатов.

— На протяжении трех лет мы привозили Дипломы второй степени с области и занимали вторые места на республиканском уровне. Чем непосредственно мы занимались? Первая наша работа была посвящена выведению пчеломаток искусственным способом, далее мы работали над выведением чистопородных среднерусских пчел. Изучали использование строительной рамки. Вырезали из рамок трутневый расплод, исследовали, как можно максимально защитить пчелосемью от опасного для насекомых клеща Варроа, изучали свойства трутневого гомогената — ценнейшего биологически активного продукта. В целом, было сделано немало важных открытий.

В последнее время объектом исследования для учеников Анны Вронской стали куры: многие держат на подворье эту домашнюю птицу, и, конечно, хозяева заинтересованы в том, чтобы она была максимально продуктивной. Как раз вопросом продуктивности кур однажды и задались юные исследователи Пудовнянской СШ вместе со своим руководителем. Изучали два кросса: белых и красных птиц, в том числе исследовали состав яиц. К какому выводу пришли? Как поделилась наблюдениями учитель, состав яиц почти не отличается, а вот держать белых кур оказалось более выгодно, так как для них нужно меньше корма. В каждой своей работе ребята вместе с Анной Владимировной просчитывают экономический эффект, дают рекомендации, где можно применить полученный опыт.

Между прочим, эта тема нашла свое продолжение в дальнейшем исследовании. Последняя работа под руководством Анны Вронской посвящена получению трутневого гомогената и его использованию для кормления кур-несушек. Ее авторы 11-классница Полина Кузнецова и 9-классница Виктория Златникова. Кому интересно, сразу откроем секрет: чудесная биодобавка увеличивает продуктивность кур. Это полезная информация для тех, кто держит на подворье и пасеку, и домашнюю птицу. Исследование по достоинству оценено в области: работа в декабре прошлого года получила Диплом первой степени, и сейчас учащиеся вместе со своим руководителем готовятся к защите на республике.

Всю практическую часть исследовательской работы ребята выполняют, как правило, самостоятельно, Анна Владимировна контролирует процесс, помогает с литературой, а также систематизировать полученный материал, сделать выводы и прочее. В такой работе, уверена Анна Владимировна, заключен большой потенциал для развития и воспитания детей. Ведь ученики не только узнают для себя что-то новое, но и учатся быть внимательными, коммуникативным навыкам, что немаловажно в учебной деятельности — готовить и писать рефераты, грамотно выстраивая структуру текста, обосновывая свои мысли и выводы. Одним словом, исключительно полезный опыт. И неважно, что далеко не каждый из них свяжет свою дальнейшую судьбу с научной деятельностью — вся наша жизнь состоит из маленьких открытий.

Ирина ТЕТЕРИНА



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.