Совершая покупки, проявляйте бдительность
15 марта в нашей стране отмечался День потребителя. В текущем году он прошел под девизом, который был инициирован Всемирной организацией потребителей, «Справедливые цифровые финансовые услуги». Тема весьма актуальна. Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Однако распространение цифровых финансовых услуг привело к появлению новых рисков для потребителей и усилению традиционных рисков. Кроме того, обострилась проблема доступа — уязвимые группы населения занимают еще более неустойчивое положение в обществе, в котором все больше используются безналичные деньги.
Этой теме, а также всем вопросам, непосредственно касающимся защиты прав потребителей, была посвящена «прямая телефонная линия», которая проходила в Дрибинском райисполкоме в минувший понедельник.
Как показывает практика, разобраться во многих неприятных ситуациях, связанных, к примеру, с приобретением некачественного или необоснованно дорогого товара, с действиями недобросовестных продавцов или даже мошенников, помогает лишь обращение к компетентным специалистам. В нашем случае это, в частности, специалисты отдела экономики и заместитель председателя Дрибинского райисполкома, непосредственно курирующая данную сферу деятельности, Татьяна Веремьева.
Как рассказала Татьяна Григорьевна, именно в такие неприятные ситуации попадают чаще всего люди пожилого возраста.
— В прошлом году в нашем районе имели место два случая, которые наглядно подтверждают тот факт, насколько важно знать потребителю свои права и уметь их аргументированно отстаивать. Так, одна из жительниц нашего района, поддавшись рекламе из красочной листовки — все мы их периодически находим в своих почтовых ящиках, решила заказать домашнюю скамью. За небольшой и достаточно простой предмет мебели — по сути это пуфик со спинкой — просили порядка 200 рублей, но женщину такая цена не смутила, пока ее дочь, узнав о покупке, не объяснила ей, что эта вещь того явно не стоит и в магазине можно найти аналогичную гораздо дешевле. Тем не менее покупательница уже успела заказать скамью и даже внести за товар предоплату, а вот когда, поняв досадную ошибку, по горячим следам попыталась расторгнуть договор, получила от фирмы-производителя категорический отказ. Более того, ей пригрозили штрафными санкциями в размере 29 рублей за неисполнение условий договора. При этом согласно тому же договору, штрафные санкции можно было применить, если товар уже был бы изготовлен и привезен заказчику домой, а тот отказался за него платить.
Созвониться с представителями этой фирмы было непросто, да и адрес, указанный в их документах, оказался неверным, но все же мы смогли выйти на связь с директором организации. И только когда сказали, что будем от имени покупательницы обращаться в суд, который эта фирма явно бы проиграла, договор с женщиной безоговорочно согласились расторгнуть.
Другой случай также произошел с пенсионеркой. В интернет-магазине покупательница заказала холодильник, товар привезли оперативно. Но позже в нем обнаружился внешний дефект. Когда женщина связалась с интернет-магазином и попросила обменять технику, ей также отказали, аргументируя тем, что она подписала акт приема-передачи и в нем не было претензий к товару со стороны покупателя. На самом деле согласно статье 20 Закона Республики Беларусь о защите прав потребителей в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов по устранению недостатков товара. Именно об этом мы напомнили интернет-магазину, когда уже сами связались с его представителями. Какие могут быть возражения, если речь идет о законных правах покупателя? Вся проблема в том, что многие из нас, особенно люди старшего поколения, их не знают. В результате уже буквально в течение ближайших трех дней женщине был доставлен новый товар.
Как отметила Татьяна Григорьевна, в подобных случаях нужно быть бдительными и внимательными. В частности, с настороженностью относиться к информации, размещенной в рекламных листовках. Зачастую она просто недостоверна. Если нужен какой-то товар или услуга, лучше обратиться к проверенным организациям, поставщикам, производителям.
Сталкивались жители нашего района и с другими неприятными ситуациями, попадали на уловки продавцов, которые умеют хорошо манипулировать сознанием людей. Речь, в частности, идет о презентации товаров, где предлагают приобрести постельное белье, одеяла, бытовую технику, посуду и многое другое. Нередко поход на такую презентацию оборачивается покупкой дорогостоящей и при этом бесполезной в хозяйстве вещи. В большинстве своем продукцию на презентациях продают фирмы из других городов. У них продумано все. Чтобы привлечь людей, обещают подарки, а если приведешь друга, то еще и скидку. Основательно составлены договоры, продуманы презентации, на которых посетителей программируют на покупку. Прозрение наступает только дома, когда люди понимают, что такие дорогие вещи не оплатишь даже в рассрочку. В основном жертвами становятся люди пожилого возраста. Продуманным ходом является просьба приглашающих на презентацию: «Возьмите с собой паспорт, чтобы вы смогли забрать свой подарок». На самом деле документ нужен для оформления кредита или договора купли-продажи. Важно помнить: каждое слово в договоре имеет значение, поэтому необходимо внимательно прочитать его, перед тем как поставить свою подпись. Вернуть товар гораздо сложнее, чем приобрести его.
Тем не менее, если вы все же попали в одну из вышеперечисленных ситуаций или у вас есть вопросы, касающиеся защиты прав потребителя, вы можете обратиться к специалистам Дрибинского райисполкома, которые подскажут пути решения проблемы, если речь действительно идет об ущемлении законных прав и интересов.
Ирина ТЕТЕРИНА