«Я буду долго гнать велосипед»

Забытые вещи Калейдоскоп

Друзья, перед вами очередной выпуск рубрики, в которой рассказывается о предметах и явлениях, необычных на взгляд современного человека. Время бежит, и порой не замечаешь, как привычное становится забытым или меняется до неузнаваемости…

Во второй половине 80-х годов прошлого века в СССР гремела слава поп-рок-музыканта Александра Барыкина. В 1987 году он записал один из своих главных хитов — «Букет». Вы наверняка слышали: «Я буду долго гнать велосипед. В глухих лугах его остановлю. Нарву цветов и подарю букет той девушке, которую люблю…»

Песня просто волшебная. И музыка, и исполнение оставляют глубокий след в душе. Неудивительно, что композиция звучала из всех радиоприемников. И даже получила гран-при всесоюзного фестиваля «Песня года».

К чему я веду, друзья? Да вот, задумался: на каком велосипеде лирический герой Барыкина мог отправиться в глушь за цветами? Право слово, интересная тема. А что, если попробовать составить топ лучших советских велозаводов? В СССР, если верить пропаганде того времени, спортом занимались все (или почти все). Да и как средство передвижения велик сам по себе популярен — сел и поехал. За продуктами ли, на почту или еще за чем…

Удивительно, но сколько я не вводил запрос — Гугл реагировал категорично. На первое место знатоки ставят Минский мотоциклетно-велосипедный завод. Модели велосипедов для мужчин, которые в разные годы выпускал ММВЗ, отличались надежностью и долговечностью. И поставлялись во все регионы СССР. А начиная с 1963 года экспортировались, в целом, в 12 стран мира.

В общем, не исключено, что юноша отправился за букетом для любимой на велосипеде, рулевую колонку которого украшала вот такая — как на фото — эмблема. Латунный шильдик первой модели велосипеда В-16, выпускавшегося на Минском велозаводе в 1947-1954 годах, принес показать читатель.

Латунный шильдик первой модели велосипеда В-16, выпускавшегося на Минском велозаводе в 1947-1954 годах

История предприятия довольна интересна. Оно было основано осенью 1945 года. После победы над гитлеровской Германией завод DKW в городе Цшопау, находившемся в советской зоне оккупации, демонтировали. Оборудование и техническую документацию вывезли, в том числе в Минск. В мае 1946 года был запущен в эксплуатацию первый цех завода — ремонтно-механический, и к осени появились детали для первого велосипеда. В сентябре следующего года В-16 отправили в серийное производство: стальная рама, задний тормоз барабанного типа, кожаное седло, багажник, подрамная сумка с инструментами, звонок, насос — как говорят сейчас, «полный фарш». Позже вышла серия мужских дорожных велосипедов «Минск».

К слову, изначально в Минске не занимались производством мотоциклов. И лишь в 1951 году в связи с перепрофилированием Московского мотозавода было передано производство мотоциклов «Москва» М1А (копии DKW RT 125). Наследниками этой машины являются 125-кубовые мотоциклы марки «Минск».

Традиционно на советских велосипедных эмблемах всегда помещали название предприятия — в виде аббревиатуры, и указывали его подчинение определенному министерству или совнархозу (в хрущевское время). В Советском Союзе отрасль довольно часто переподчиняли разным наркоматам и министерствам — машиностроения (НКМаш, ММ), общего машиностроения (НКОМ), тяжелой промышленности (НКТП) и так далее. В нашем случае — смотрим на аббревиатуру — речь о министерстве автомобильной и тракторной промышленности (МАТП).

И, конечно, на шильдиках велозаводов часто присутствовала советская символика в виде серпа и молота, пятиконечной звезды, флага и так далее. На нашей эмблеме это тоже есть. Причем эмаль сохранилась вполне сносно: красная — на знаменах, голубая — вокруг букв МВЗ в пентагоне, желтая — на ленте снизу.

«Я буду долго гнать велосипед…» А знаете ли вы, кто является автором строк, прославивших певца Барыкина? Эту песню он написал на стихи советского поэта-шестидесятника Николая Рубцова. Николай Рубцов — человек с очень сложной, изломанной судьбой. Рано потерявший родителей, прошедший детдом, познавший послевоенную разруху и нищету. Но была в его биографии и еще одна печальная страница.

В середине 50-х Рубцов гостил у своего брата в Ленинградской области. И там познакомился с девушкой по имени Таисия, с которой у него начались романтические отношения. Таисия стала его музой. Однако финал у этой истории оказался печальным. Вскоре Рубцова призвали в армию — на Северный флот. Девушка обещала его дождаться, подарила свое фото с трогательной надписью на обороте, но…

Вот тогда молодой матрос и написал то самое трогательное стихотворение, посвятив его своей возлюбленной. Впервые оно было обнародовано летом 1958 года в газете «Комсомолец Заполярья» и называлось «Желание». А спустя почти 30 лет на него обратил внимание музыкант Александр Барыкин.

В середине 80-х годов Барыкин увлекался русской поэзией. Много читал Мандельштама, Есенина, Цветаеву. В каком-то киоске ему попался на глаза сборник стихов Николая Рубцова под названием «Подорожник». Как позже признавался музыкант, он понятия не имел, кто это такой. Но книжку купил, стал читать. Чем больше вникал в поэзию вологодского автора, тем больше нравилось.

А когда ему попалось на глаза стихотворение «Букет», Барыкина будто осенило. «Да это же готовая песня», — подумал он.

Мелодия была записана за 15 минут.

«Букет» стал одной из «визитных карточек» Александра Барыкина, по которой его помнят до сих пор.

Максим ТЕТЕРИН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.