Подготовка электроустановок жилищного фонда к работе в ОЗП

Профилактика и безопасность

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 №286 утверждены «Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения» (далее – Правила).

Своевременная готовность организации к работе в осенне-зимний период подтверждается оформленном в установленном Правилами порядке и зарегистрированным до 30 сентября текущего года в органе государственного энергетического и газового надзора (далее – орган Госэнергогазнадзора) паспортом готовности теплоисточника и (или) паспорт готовности потребителя.

В Правилах установлен порядок подготовки организаций, независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании) теплоисточник и (или) тепловую сеть и (или) систему теплопотребления (за исключением организаций, использующих в качестве теплоносителя иные жидкости, отличные от пара и воды), и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к работе в осенне-зимний период.

Контроль за организацией и выполнением работ по подготовке и проведению осенне-зимнего периода (далее – ОЗП) потребителями осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными организациями, органами Госэнергогазнадзора.

Подготовка жилищного фонда к работе в предстоящий осенне-зимний период является одной из важнейших задач для органов Госэнергогазнадзора.
Для подтверждения обеспечения надежности электроснабжения к работе в предстоящий ОЗП представитель Госэнергогазнадзора по надзору за электроустановками проверяет наличие у потребителей и актуальность следующей документации:

— плана организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в предстоящий осенне-зимний период в части подготовки системы электроснабжения;

— сведений об организации эксплуатации электроустановок (наличие обслуживающего персонала или договора на техническое обслуживание электроустановок, наличие лица, ответственного за электрохозяйство (распорядительный документ о его назначении, выписка из журнала подтверждения (присвоения) группы по электробезопасности));

— наличия испытанных средств защиты, используемых в электроустановках;

— положения о взаимоотношениях по единому оперативно-диспетчерскому управлению между энергоснабжающей организацией и потребителем при наличии у потребителя на балансе транзитных источников электрических сетей и (или) собственных электростанций или автономных источников электроэнергии, от которых может быть подано напряжение в сеть;

— протоколов электрофизических испытаний и измерений;

— актов проверки работоспособности АВР, АИЭ (для электроприемников 1 категории, в том числе особой группы);

— утвержденных однолинейных схем электроснабжения;

— актов разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Практика проведения обследований электроустановок жилищного фонда показывает, что наиболее распространенными нарушениями требований технических нормативных правовых актов при подготовке к ОЗП являются:

1. Отсутствие запирающих устройств во всех РУ (щитках, сборках и т.д.), установленных вне электропомещений (п.5.3.5 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее – ТКП 181-2009).

2. Отсутствие предупреждающих знаков или плакатов по электробезопасности на дверях РУ (п.5.3.32 ТКП 181-2009).

3. Отсутствие указателей отключенного и включенного положений на включателях и их приводах (п.5.3.35 ТКП 181-2009).

4. Наличие скруток при выполнении соединений, ответвлений жил проводов и кабелей (п.2.1.21 Правила устройства электроустановок 6-е издание, (далее – ПУЭ)).

5. Отсутствие соединительных и ответвительных коробок в местах соединения и ответвления проводов и кабелей, за исключением проводов, проложенных на изолирующих опорах (п.2.1.26 ПУЭ).

6.Токоведущие части пускорегулирующих аппаратов и аппаратов защиты, установленных вне специальных помещений (электромашинных, щитовых, станциях управления и т.п.), не ограждены от случайного прикосновения (п.5.3.4 ТКП 181-2009).

7. Наличие доступных для прикосновения открытых и сторонних проводящих частей, находящихся под напряжением, представляющих опасность поражения электрическим током (п. 4.3.2.1 ТКП 339-2011 (02230) «Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи воздушные и токопроводы, устройства распределительные и трансформаторные подстанции, установки электросиловые и аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных зданий. Правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет электроэнергии. Нормы приемо-сдаточных испытаний (далее – ТКП 339-2011)).

8. Открытые проводящие части не присоединены к глухозаземленной нейтрали источника питания в системе TN или не заземлены в системах IT и TT (п.4.3.5.1 ТКП 339-2011).

9. Отсутствует надежное соединение и (или) присоединение или не обеспечена непрерывность электрической цепи заземляющих, защитных проводников и проводников системы уравнивания и выравнивания потенциалов (п.4.3.17.1 ТКП 339-2011).

10. Отсутствуют схемы основных электрических соединений электроустановок (п.4.3.7 ТКП 181-2009).
Следует отметить, что значительное количество выявляемых нарушений не требует больших материальных затрат для их устранения. Определяющим фактором для готовности электроустановок жилищного фонда к работе в ОЗП является наличие квалифицированного электротехнического персонала и организация ответственного и компетентного проведения эксплуатационным персоналом всего комплекса ремонтно-технических работ в объеме, предусмотренном требованиями нормативных документов.

Г.В. ПАВЛОВ,

государственный инспектор
по энергетическому и газовому надзору Дрибинской РЭГИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.