Гончарство на Дрибинщине

Культура

В фондах районного историко-этнографического музея

хранятся коллекции старинных предметов, каждый из них имеет свою историю.

Многие предметы быта у каждого человека связаны

со своими воспоминаниями и ассоциациями.

Одна из коллекций старинных предметов — гончарные изделия.

Об истории гончарного ремесла на Дрибинщине и гончарных изделиях, которые хранятся в фондах районного музея, рассказывает читателям районной газеты Жанна Климова, директор Дрибинского районного историко-этнографического музея.
Истоки ремесла
— Гончарство известно в Беларуси еще со времен неолита, т.е. порядка 10 тысяч лет до нашей эры, — рассказывает Жанна Климова. — Само название ремесла происходит от слова «горн» («горан», «горно»), означающего печь для обжига. Изначально печь лепили вручную без последующей термической обработки. Постепенно основным компонентом формовочной массы стали глина, в которую для увеличения прочности добавляли сухую траву, лубяные волокна, толченые ракушки, песок. Как самостоятельное ремесло гончарство существует в Беларуси с ХХ века, когда появились первые гончарные круги. Там, где были запасы хорошей глины, гончарством занимались целые поселения, в числе таковых и наш Дрибин.
Легкодоступные и значительные залежи сырья, относительно простой способ изготовления из глины, доступные цены, качество посуды содействовали широкому ее употреблению и развитию ремесла. В начале ХХ века на Могилевщине было 1107 гончаров, в Дрибине гончарством занимались 15 человек. Цена изделия колебалась от 2 до 15 копеек. Часто мастера продавали свои изделия купцам оптом прямо с горна. Горн с глиняной посудой стоил от 1 рубля 50 копеек до 4 рублей. Один мастер-гончар, работая 10 часов, делал 30 единиц посуды. В горн обычно вмещалось 200 изделий, поэтому, чтобы заполнить горн, мастеру приходилось работать 6-7 дней.
Глина, которую использовали гончары на Дрибинщине, имела красный цвет. Заготовкой сырья занимались обычно осенью. По качеству глину делили на «жирную» и «худую». Жирная глина имела высокую пластичность, но плавилась при высокой температуре, худая — огнестойкая, но имеет значительно меньшую пластичность. Обычно формовочную массу приготавливали из смеси двух типов глины и делали смесь пластичной глины с песком «жерствой». Жерству получали из переплавленных в печи камней. Такие камни дробили в ступе при помощи деревянного толкача, рабочая часть которого была оббита железом. Такую формовочную смесь обычно использовали для изготовления горшков.
Для изготовления изделий из глины использовали ножной гончарный круг, на котором изделия делали путем вытягивания. Ногами раскручивали круг, клали кусок глины, с помощью пальцев в центре глины делали углубление и расширяли до нужного диаметра дна. Затем руками снизу вверх вытягивали бока или сужали горло изделия, в конце деревянным ножом сглаживали неровности и шероховатости. После этого сырые изделия сохли на протяжении нескольких дней на деревянных полках и только потом их начинали обжигать.


Обжигание производилось в круглых горнах, их обычно делали на огороде либо в поле. Выкапывали круглую яму, стены которой обкладывали кирпичом. В центр ямы забивали 6-8 деревянных колов, на которые клали деревянные доски, а сверху глину. Таким образом, получали «под» — верхнюю камеру горна. Затем доски и колья выкапывали. А через отверстие, которое было вверху горна, ставили сухие изделия из глины. Внизу такого горна делали еще одно отверстие, чтобы класть дрова. За день до обжигания изделий, горн пропаливали в течение двух часов для того, чтобы он грелся, и из него вышла сырость. А в день обжигания изготовленные сухие изделия начинали загружать в горн. Сначала ставили высокие изделия (горлачи, жбаны, корчаги), горловинами вверх, остальные изделия укладывали горловинами вниз. Обжиг начинали после обеда, чтобы закончить к ночи, когда в темноте хорошо виден цвет обожженной керамики. Обжигание глиняных изделий длилось 10-14 часов. Обожженную посуду оставляли в горне до полного остывания. После этого готовые изделия продавали на рынках либо сбывали оптом.
В первой половине ХIХ-начале ХХ века традиционным ассортиментом народной гончарной посуды была столовая посуда: миски, тарелки, кувшины, кружки, гляки, спарыши, латушки, а также декоративные изделия — вазы, кашпо и прочее.
Способы обработки керамики
Для придания обожженным изделиям особых свойств их подвергают дополнительной обработке. Традиционно наиболее распространенными были вощение, обвар, дымление и покрытие стеклянной глазурью. Вощеная керамика в горячем состоянии покрывается слоем пчелиного воска. Воск закрывает поры, что делает такую посуду пригодной для длительного хранения самых различных жидкостей и продуктов.
Обварная («рябая», «гартаваная) керамика в раскаленном состоянии погружается на короткое время в кислый раствор ржаной муки, что приводит к появлению неповторимого узора на поверхности и увеличению крепости. В старину такую керамику чаще всего использовали для приготовления пищи в печи.
Черно-задымленная керамика получается при создании в обжиговой печи дымной безвоздушной среды, приводящей к восстановлению железа и преданию керамике иссиня-черного цвета и особой прочности.
Глазурованная керамика производится путем покрытия поверхности уже обожженного изделия на основе кварцевого песка с последующим повторным обжогом, во время которого песок плавиться до состояния стекла. Такая глазурь делала использование посуды не только более практичной, но и улучшала ее внешний вид. Из-за дороговизны глазури ею покрывалась полностью только внутренняя часть, внешняя — частично, сверху.
Коллекция изделий из глины
В нашем музее в разделе «Археологи» есть фрагменты старинной глиняной посуды, которая судя по шершавым черепкам, в далекие годы уже украшалась разными черточками, кружочками, орнаментом.
— Самый старый экспонат в коллекции «Гончарство» — это черный горлач, который мы привезли из экспедиции по деревням Михеевского сельсовета, — говорит Жанна Валентиновна. — Черный он не потому, что старый, а именно из-за темной глины и способа обжига. Этот горлач еще довоенный, после войны так не обжигали, и глина там совсем иная. Конкретно его история происхождения нам не известна: сделан он был здесь или перевезен из другой местности. Все остальные предметы относятся ко второй половине ХХ века и были собраны буквально по всему району. Например, кувшин с ручкой и носиком висел у одной бабульки на изгороди. Из-за трещин на нем хозяйка его уже не использовала и могла бы вскоре выбросить, а для музея он оказался нужным экспонатом. Есть банка для сыпучих продуктов, спарыш и гляк, а также другие более «молодые» экспонаты.
Посуда из глины была и остается самой экологически чистой, а молоко и напитки из горлачиков и кувшинов — необычайно вкусные, и хранятся долго. Хотя аналогичные изделия современных мастеров не всегда имеют такие же свойства. Видимо, утеряны секреты ремесла.
По воспоминаниям старожилов г.п. Дрибин, последний гончар Дрибина жил в частном доме на улице, что вела к Проне. Он продавал свои изделия возле продуктового магазина (теперь это универсам «Центральный»). И все покупали у него кувшины, горлачи, горшки. Изделия у него были хорошего качества, удобные и красивые. Также дрибинские гончары жили по улице Колхозная, это отец и сын Дучковы. В числе хороших дрибинских гончаров был Михаил Елисеевич Семенов, который жил возле маслозавода.

Подготовила Людмила СВИРИДЕНКО



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.