Территориальные войска, их функции и задачи

Профилактика и безопасность

Одним из наиболее действенных и эффективных способов решения проблемы достижения оптимального соотношения между требуемым уровнем обеспечения военной безопасности государства и военными расходами является создание резерва регулярных вооруженных сил в лице территориальных войск. Сегодня к ним особое внимание.

Потенциальные риски и угрозы велики как никогда. Очевидно, что коллективный Запад не собирается оставлять в покое нашу страну. Да и военная обстановка вокруг наших границ не позволяет расслабиться. Наращивание сил НАТО в Польше и странах Балтии, участившиеся полеты разведывательной авиации, крупнейшие за последние 30 лет учения альянса в Европе — все это вынуждает Беларусь быть готовой к любым сценариям. В таких условиях возрастает и значение территориальной обороны как важной части национальной безопасности.

Система территориальной обороны Беларуси начала создаваться 20 лет назад. Исходили из старой доброй истины о том, что победы в войнах одерживаются не армиями, а народами. Этому нас учит история. Поэтому оборона страны должна носить всенародный характер. Чтобы каждый, кто может держать в руках оружие, в случае чего знал, где это оружие взять и как действовать дальше. Не так давно Президент Беларуси сказал: «В случае конфликта каждый двор, каждый дом, глава семьи, по крайней мере, должны суметь защитить свою семью, себя и, естественно, все вместе ту землю, территорию, на которой они живут. Вот это будет всенародная защита».

В чем сущность территориальной обороны? Зачем она нужна?

Дело в том, что в последнее время изменилась сама концепция и содержание войны. Это уже не вооруженное противостояние с четкой линией фронта и видимым разделением на своих и чужих, известное нам из учебников, художественной литературы и кинофильмов. В современных конфликтах агрессия начинается не с бомбардировок и танковых ударов, а с информационных атак по дискредитации власти, распространения фейковых новостей, введения экономических санкций, направленных на удушение экономики страны. А вместо дивизий и армий действуют отряды боевиков, диверсантов, хакеров, террористов-радикалов, экстремистов, объединенных в сетевые структуры. То есть идет так называемая война без правил, в которой первоочередными объектами поражения становятся даже не сами вооруженные силы, их личный состав, техника и вооружение, а инфраструктура государства, стратегически важные объекты и предприятия.

Представьте, что значит оставить, к примеру, целый город или даже район без электричества и водоснабжения? Или, допустим, устроить аварию на крупном предприятии, захватить местные исполкомы, здания РОВД?

А ведь некоторые подобные планы разрабатывались и в Беларуси.

В данном случае на помощь силам правопорядка и регулярной армии должны прийти как раз территориальные войска, в задачи которых входит не только охрана важных объектов, но и борьба с разведывательно-диверсионными силами, незаконными вооруженными формированиями, участие в усилении охраны госграницы и другие.

Территориальные войска выполняют боевые задачи на той же местности, где они постоянно проживают, их обеспечение возлагается на местные органы власти. В мирное время особое внимание уделяется практической направленности в обучении должностных лиц органов управления территориальной обороны района, с участием представителей райисполкома, военного комиссариата района, представителей РОВД, РОЧС.

Ежегодно в нашем районе проводятся учения, тренировки и занятия. Должностные лица управления территориальной обороны района также принимают участие в занятиях по мобилизационной готовности. Цель таких занятий — повышение практических навыков должностных лиц управления в формировании территориальных войск.

Система территориальной обороны — это компонент, который дает возможность в короткие сроки значительно повысить уровень обороноспособности нашей страны.

Евгений УКРУЖСКИЙ,

заместитель военного комиссара по территориальной обороне