Особенности развития речи детей раннего возраста. Как не упустить драгоценное время

Общество

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства. Можно ли заметить отклонения в речевом развитии на данном этапе?

Что должно насторожить родителей и как не допустить серьезных проблем в будущем? Ответы на эти вопросы дает специалист — учитель-дефектолог Дрибинского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Валентина Ильянова.

— Валентина Викторовна, давайте проследим, как поэтапно развиваются речевые навыки ребенка с рождения. Родителям малышей это будет полезно знать.

— Действительно, уже с самого первого дня жизни ребенок готовится к речи. В 3 недели-1 месяц появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом  напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2-3 месяца:  у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки — «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный  этап развития речи детей раннего возраста. 4-6 месяцев — издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких. 6-9 месяцев  —  лепет, он повторяет  одинаковые  слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»). 9-11 месяцев — малыш начинает подражать звукам речи взрослых. 11-14 месяцев — появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом.

К 2 годам  в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3  слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать, что видели и слышали.

Важно знать: не слушайте советов других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить-то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь.   

— Как определить признаки нарушений речи у ребенка, на что особенно должны обратить внимание взрослые?

— Тревожные звоночки могут быть следующими. К концу первого месяца ребенок не кричит перед кормлением. К концу четвертого месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит. В пять месяцев не прислушивается к звукам и музыке. В семь —  не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления», а  к концу девятого месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым.

Ближе к первому году жизни  ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не  показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

В 2 года не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую  инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол). А к 2,5 годам не различает «большой-маленький», не общается с детьми.

К 3 годам  не может назвать свое имя и фамилию,  рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит — есть повод обратиться к специалистам. 

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения — учитель-логопед.

— Что же могут сделать родители для успешного  развития речи малышей?

— Речь — это высшая психическая функция, поэтому очень важен период  внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала  только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь — еще один важный фактор развития речи.
Часто дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, перестанет говорить и учить новые слова.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют  развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это  что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.  

И помните: нарушения речи можно исправить — важно не упустить время!

Подготовила Ирина ТЕТЕРИНА

Фото из открытых интернет-источников