Язык народа — душа народа

Официально


Первого сентября в нашей стране отмечается День белорусской письменности. Неслучайно то, что он проводится в первые дни нового учебного года. Образование, информация и культура — три отрасли, которые формируют интеллектуальную элиту нации, ее настоящее и будущее. В этот день мы отдаем дань уважения нашим предкам, которые создали фундамент белорусского образования и письменности.
С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Христианизация сопровождалась распространением письменности.
Об этом свидетельствовали, например, вислая печать князя Изяслава, надписи на так называемых «Борисовых камнях», найденных в русле Западной Двины, надписи на камне, найденном в фундаменте Полоцкого Софийского собора с именами строителей, возводивших храм, а также надпись на «Рогволодовом камне» возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены археологами в Витебске и Мстиславле. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане. А в XII — 1-й половине XIII века 10% населения были грамотными и при этом не только мужчины, но и женщины. Это подтверждает, что уровень грамотности на наших землях был достаточно высок.
В первой половине XI века началось летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI веке «Туровское Евангелие», украшенное заставками — разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент — специально изготовленная кожа телят. Обложкой были две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.
Период становления белорусской государственности ознаменован жизнью и деятельностью выдающихся философов и просветителей, какими являются для нашей земли Ефросинья Полоцкая — просветительница из рода Всеслава Чародея и Кирилл Туровский — восточнославянский мыслитель XII века, белорусский Златоуст.
Оба великих соотечественника получили блестящее образование и выбрали единственно возможный для себя путь: служить просвещению родной земли.
Уже в детстве Ефросинья переписывала и переводила книги с других языков. Позже, основав в Полоцке два монастыря, она содействовала развитию литературного слова. В монастырях действовали мастерские по переписыванию книг — скриптории. Из скрипториев книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее границы, а читали их ученые, монахи и представители феодальной знати, по ним учились грамоте дети. Ефросинья Полоцкая стала первой известной нам женщиной-книгописцем и первой из восточнославянских женщин, которую православная церковь провозгласила святой.
Кирилл Туровский — церковный деятель и писатель Древней Руси. Будучи монахом, он начал писать свои произведения, а в книгах призывал искать смысл бытия. Из творческого наследия сохранились три дидактические повести — притчи, два канона и около 30 молитв — исповедей.
В ХII-ХIII веке зарождается летописание, появляются значительные произведения автобиографического жанра («Житие Евфросинии Полоцкой»).
В XIII—XV веке формируется белорусская народность, параллельно отмечается и образование белорусского языка.
В период существования Великого Княжества Литовского старобелорусский язык как наиболее развитый с 1345 года стал официальным государственным языком ВКЛ, использовался в делопроизводстве и судопроизводстве, при составлении дипломатических документов, сборников, при написании летописей, религиозных произведений и т.д. Первым сводом законов на национальном языке в Европе стал Статут Великого Княжества Литовского, созданный на старобелорусском языке.
Могилевская земля гордится уникальным богатейшим иллюстрационным памятником XIV века — Онежским (Мстиславским) псалтырем.
Особое значение для развития белорусской письменности имела деятельность гуманиста-просветителя, писателя и переводчика, основателя восточнославянского книгопечатания Франциска Скорины. Он первым среди восточных славян использовал печатное слово и посредством своих первопечатных изданий приобщил соотечественников к богатствам изящной письменности: перевел, а в 1517-1519 годах издал в Праге 23 книги Библии с комментариями.
Последователи Скорины высоко подняли книжное дело Беларуси, утвердили важность белорусской книжности в Европе.
Поэт-гуманист Николай Гусовский напечатал на латинском языке первую книгу о Беларуси, настоящий гимн своей родины —»Песню про зубра».
Первая типография на территории современной Беларуси была основана в 1553 году в Бресте по инициативе канцлера ВКЛ Николая Радзивилла Черного, где печатались книги на польском и латинском языках.
Сымон Будный основал типографию в Несвиже и в 1562 году издал «Катехизис» — первую книгу на старобелорусском языке.
Приднепровский край также богат книгопечатными традициями. Род знаменитых братьев Кузьмы и Лукаша Мамоничей, купцов, книгоиздателей и общественных деятелей Великого княжества Литовского, связан с Могилевской землей. При их доме в Вильне в 1574 — 1623 годах существовала основанная на их средства типография «Дом Мамоничей», в которой был издан Статут Великого Княжества Литовского 1588 года. А с 1574 по 1624 годы в ней было напечатано 54 кирилличных изданий церковной и светской литературы.
Ярким примером книгопечатания была деятельность в XVI веке Петра Тимофеевича Мстиславца, уроженца города Мстиславля, который в 1564 году вместе с дьяконом Иваном Фёдоровым напечатал в Москве первую, точно датированную печатную книгу — «Апостол». Позже переехал в Вильно, где при помощи и на средства богатых горожан Ивана и Зиновия Зарецких, а также Кузьмы и Луки Мамоничей создал новую типографию. Там он выпустил три книги. Здесь же в 1574-1575 годы им было напечатано так называемое «Четвероевангелие», в котором помещены 4 цельностраничные гравюры с изображениями евангелистов.
В 1616 — 1773 годы в Могилеве с перерывами действовала братская типография, в которой издавались в разное время «Служебник», «Евангелие учительское». После этого на некоторое время типография прекратила деятельность. 19 марта 1633 года король Владислав IV дал Могилевскому православному братству привилегии на право открытия типографии и издание учебных и других книг на «русском» (старобеларусском и церковнославянском), греческом, латинском и польском языках. В 1636 -1638 годах это право братство передало Спиридону Соболю, который в 1636 году издал «Буквар языка славеньска», в 1636 — 1638 годы — «Псалтыр» и другие книги. Отмечается, что в XVIII веке на территории современной Беларуси только Могилевская типография печатала книги на белорусском языке.
Могилевщина была также центром летописания. Здесь в период с XVII по XIX вв. были созданы «Хроника Спасского монастыря», «Записки игумена Ореста», а также Могилевская хроника, Хроника Сурты-Трубнйцких — городская хроника города Могилёва, охватывающая период с 1526 по 1856 годы, которая является важным источником по истории социально-политической, экономической и культурной жизни Могилёва на протяжении нескольких столетий.
Подписание Люблинской унии между ВКЛ и Польшей в 1569 году привело к постепенному вытеснению белорусского языка из государственного использования (с заменой польским, который, в свою очередь, после разделов Речи Посполитой, уступил свое место русскому).
Возрождение белорусского книгопечатания началось в конце XVIII века, когда появились книги, ставшие для белорусов настоящим кладом: «Комедия» К. Марашевского (несмотря на запрет, книга написана на белорусском языке); сатирические поэмы «Тарас на Парнасе» К. Вереницына, «Энеида навыворот» В. Равинского, отдельные произведения Я. Чечота, Я. Барщевского, В. Дунина-Марцинкевича, А. Рипинского.
Важную роль в распространении белорусского печатного слова сыграла первая белорусскоязычная газета «Мужыцкая праўда» руководителя восстания 1863-1864 года К. Калиновского, а также первые легальные белорусские газеты «Наша доля» и особенно «Наша шва», вокруг которой объединились Янка Купала, Якуб Колас, Алоиза Пашкевич, Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий и другие.
Издание книг в современной Беларуси осуществляется при поддержке государства и находится на высоком уровне.
Могилевское Приднепровье имеет вековые культурные традиции. Здесь родились и работали многие известные деятели культуры и литературы. Среди них классики и начинатели белорусской литературы Викентий Дунин-Марцинкевич, Антон Левицкий, Ольгерд Обухович, Максим Горецкий, Якуб Брайцев. Современники по праву гордятся нашими земляками: народным поэтом Беларуси Аркадием Кулешовым, народным писателям Беларуси Иванам Чигриновым и многими другими.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *