Жизнь как она есть. Крестьянин сберег деревню от немецких факельщиков, а также случай на охоте

«Выучить язык» — многих из нас эта фраза сопровождает всю сознательную жизнь. Мы зубрили Еnglish и Deutsch в школе, продолжали учить в институте, но результат обычно, как в поговорке про собаку, которая вроде все понимает, но сказать не может. Люди прекрасно обходятся без знания иностранных языков, не чувствуя в них никакой потребности. Есть даже афоризм на эту тему: «На французском можно говорить о любви, на немецком — о делах, на итальянском — о еде, на испанском — о страсти, на английском — о бизнесе, а на русском — о чем угодно». Однако обстоятельства бывают разными, и порой знание другого языка может принести большую пользу.
В деревне Покутье живет ветеран Великой Отечественной войны Виктор Васильевич Разумовский — артиллерист, участник битвы на Курской дуге, боев за освобождение Белоруссии. Фронтовые заслуги нашего земляка отмечены орденом Отечественной
войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За взятие Берлина». Не раз доводилось беседовать с ветераном о прошлом, и в одну из встреч он рассказал историю, которая не имеет никакого отношения к нему самому, но весьма интересна:
— Брат моего отца Марк Никитович Разумовский в годы Первой Мировой войны служил в царской армии. В 1914 году он оказался в плену у немцев. Попал в Германию и работал у фермера. В родные края вернулся через несколько лет. За это время, само собой, стал понимать и говорить по-немецки.
Когда началась Великая Отечественная, дядю в армию не призвали — не подходил по возрасту. Во время оккупации Марк Никитович, по-домашнему — дядя Марка, жил в Покутье. И так вышло, что однажды он спас деревню от уничтожения.
Немцы уже отступали. В один из дней в Покутье пришла команда факельщиков. Солдаты разошлись по деревне и стали выгонять людей из хат…
Дядя Марк, видя, что происходит, на свой страх подошел к молодому офицеру, командовавшему группой, и попросил не жечь дома. Herr оffizier поинтересовался: откуда дядя знает немецкий? Тот рассказал про плен, назвал деревеньку и бауэра, у которого батрачил. Военный, услышав, изумился. Речь шла о его отце!..
Задав еще несколько вопросов, офицер задумался. Дядя Марк напряженно ждал. Немец, помедлив, достал ракетницу — в небо взвилась зеленая ракета. По этому сигналу факельщики стали уходить из деревни. А через несколько дней уже пришли советские солдаты…
В общем, учите языки, друзья. Учите языки.
Случай на охоте
Я не любитель охоты, но однажды напросился посмотреть, как охотятся на кабанов. Знакомый егерь «обещал подумать», и вот ранним утром мы едем к деревне Еськовка, на окраину леса — к месту сбора участников. Прохладно — конец сентября, и росно. Всходит солнце. Опавшие листья липнут к резиновым сапогам.
Охотников собралось человек десять, в основном, в люди возрасте. Вокруг них радостно суетились собаки. Егерь провел краткий инструктаж и объяснил, куда направимся: предстояло исследовать участок леса, где он регулярно видел свежие следы и порои. Меня «закрепили» за пареньком-сверстником, работником лесхоза: наблюдай и не мешай…
Дикий кабан для охотника — желанный трофей. А сам промысел — своего рода спортивный интерес. Зверь привлекает силой и скоростью, диковинной физической активностью. Он может моментально «пробить» непролазный кустарник, промчаться через густые заросли, словно болид по трассе.
Охота на кабана может проходить по разным сценариям. Например: собаки, почуяв зверя, загоняют его на охотников. Стрелку нужно уловить момент, когда животное выйдет из чащи к открытому месту. Это повышает вероятность попадания. Если не среагировал вовремя, то кабан, заметив человека, скроется стремительным галопом.
…Осенний лес красив под солнцем, но любоваться позолотой деревьев охотникам было некогда. В выбранном квартале лайки подняли зверя, но стрелять не пришлось. Неподалеку оказались любители другой охоты — «тихой»; кабан пронесся между грибниками и увел собак за собой. И, видимо, далеко — лай становился все глуше. В ожидании охотники прочесали окрестности, но другого зверя не нашли. Правда, в одном месте — на краю болотца, поросшего сухим камышом — повстречали лосенка. Решили, что он отбился от матери, и ушли: лосица наверняка где-то поблизости и отыщет детеныша.
Лай собак мы вновь услышали только часа через два. «Неужели гонят?» — оживился народ. Лай становился звонче, и распорядитель охоты, сориентировавшись, расставил всех вдоль узкой дороги. Моему напарнику достался крайний номер. Напряженно всматривались в просвет между кустами: один — с ружьем наизготовку, другой — с фотоаппаратом. Лай нарастал, и сердце в груди начало биться учащенно.
Громкий треск в кустах правее нас и паренек… резко опустил ружье вниз. Коротко выругался. Дорогу перемахнула здоровенная туша черно-бурого цвета — лось! Пролетев по заросшей брусничником полянке, великан скрылся в молодом ельнике…
Через некоторое время все участники охоты собрались вместе. После нашего рассказа возникло предположение, что собаки, скорее всего, «потеряли» кабана и переключились на другой след. И погнались за лосицей, детеныша которой мы видели у болотца ранее.
Вот такой случай произошел на той охоте.
Максим ТЕТЕРИН