Темы

Чтобы общение было только в радость

Чтобы общение было только в радость

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Неправильная, неразборчивая речь или даже отсутствие речевых навыков могут стать серьезной преградой не только в общении со взрослыми и сверстниками, но и нанести психологическую травму маленькому человеку, обернуться в будущем многочисленными комплексами. Родителям не стоит затягивать с обращением к специалисту, если они заметили у ребенка те или иные речевые проблемы. Излишняя бдительность здесь не повредит.
В нашем районе дети могут получить квалифицированную помощь логопеда уже на раннем этапе. Вот поэтому очень важно не игнорировать прохождение ребенком психолого-медико-педагогической комиссии в дошкольном возрасте. Это помогает не только выявить, но и вовремя скорректировать те или иные проблемы, в том числе связанные с речевым развитием.
Такого мнения придерживается и опытный учитель-дефектолог, специалист высшей категории Наталья Лебко. В своей профессии она ни много ни мало уже 32 года, 14 последних из них работает в Михеевском ясли-саду. Наталью Вадимовну в районе знают хорошо. Благодаря ее профессионализму, умению находить общий язык со своими подопечными, очень многие ребята избавились от тех или иных речевых и связанных с ними психологических барьеров, которые мешали полноценному общению и учебе, одним словом, научились правильно говорить. К сожалению, это важное умение не всегда приходит само…
«Если не я, то кто, кто поможет ребенку?» — такую установку, говорит Наталья Вадимовна, она как будущий специалист дала себе еще в студенческие годы, во время учебы в Минском педагогическом институте. Эту фразу часто повторяли своим студентам преподаватели. Именно здесь, в стенах вуза, замечает собеседница, она получила хорошую и теоретическую, и практическую профессиональную подготовку.
— Дефектология, логопедия… Это направление в педагогике больше тридцати лет тому назад было относительно новым. И я оказалась в числе тех, — рассказывает Наталья Вадимовна, — кто заинтересовался «модной» на тот момент специальностью — факультет дефектологии на базе пединститута открылся несколькими годами раньше. Учились мы фактически в две смены: до обеда осваивали полученные знания на практике, после обеда посещали лекции. Приходилось запоминать огромный объем информации, но я до сих пор благодарна своим преподавателям, наставникам. Их мудрые советы, их бесценный профессиональный опыт, которым они поделились с нами, до сих пор помогают в работе. Но главное: они научили доброте и терпению по отношению к детям.
Сейчас Наталья Вадимовна и сама может дать советы начинающим специалистам. В ее маленьком, но уютном кабинете много наглядной информации, целые папки с наработками. Яркая, доступная наглядность, равно как и доброжелательная, комфортная атмосфера во время занятий играют важную, ключевую роль.
— В самом начале общения с ребенком важно установить с ним эмоциональный контакт, расположить к себе, — говорит учитель-дефектолог, — скучный тон неприемлем. Малышу в силу возраста не всегда понятна суть этих занятий, поэтому и важно придать им эмоциональную окраску, найти интересную форму общения, добавить сюда игровой момент и обязательно похвалить за каждый сделанный успех, отметить каждый промежуточный результат.
Занятия, рассказывает Наталья Вадимовна, обычно включают в себя несколько составляющих. Обязательно — артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения — это основа логопедической работы, также комплекс пальчиковой гимнастики, кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при необходимости логопедический массаж и прочее.
В Михеевском ясли-саду работают две разновозрастные интегрированные группы для ребят с речевыми нарушениями. Стоит отметить ,— это важно знать многим родителям — что такие группы посещают и дети, у которых нет никаких проблем в развитии и которым не требуется помощь специалистов. В группах много игрового, наглядного материала, который необходим не только для игры как таковой, но и служит своеобразным пособием в логопедической работе. Наталья Вадимовна говорит, что свою работу как учитель-дефектолог она планирует и строит в тесном сотрудничестве с воспитателями, музыкальным руководителем, учителем физвоспитания, которые на своих занятиях тоже вносят существенный вклад в речевое развитие детей.
— Но самое главное, — говорит специалист, — найти поддержку со стороны родителей. Только в триединстве — учитель-дефектолог-воспитатель-родитель — можно добиться хороших результатов.
В связи с этим Наталья Вадимовна советует родителям:
— Не отмахиваться от проблем своего ребенка. Любя и считая своего ребенка самым лучшим, можно не заметить тех или иных нарушений в развитии.
— Не бояться показывать ребенка специалистам. В каждом возрасте, начиная с младенчества, есть свои нормы речевого развития, и важно не упустить отклонений, вовремя их выявить. В идеале, придя в первый класс, ребенок должен четко произносить все звуки. Чем старше ребенок, тем тяжелее скорректировать речевые нарушения, а ведь они могут стать настоящей преградой в усвоении школьного материала и в целом сказаться на успеваемости в учебе, на общении со сверстниками. Если родитель заподозрил какую-то проблему сам — ребенок не хочет говорить, говорит невнятно, запинается, нарушено звукопроизношение и что-то другое, что настораживает и беспокоит, — нужно сразу же обратиться к специалисту.
— Не перекладывать ответственность за развитие речи только на логопеда. Не игнорировать домашние задания, которые дает специалист, интересоваться, чем занимался ребенок на занятиях с логопедом, несмотря на занятость, находить время для общения с ребенком.
— Если что-то не получается, не отчаиваться. Главное — быть нацеленными на успех.

Ирина ТЕТЕРИНА

Последние новости

Общество

Пишем летопись района вместе. «Савецкая вёска» — газета для вас и о вас

5 мая 2024
Общество

5 мая — День печати. Поздравление от руководства Дрибинского района

5 мая 2024
Общество

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Настоятель Спасо-Преображенской церкви г. п. Дрибин отец Сергий Сень поздравляет с Праздником Пасхи

5 мая 2024
Президент

“Не просто впечатляет”. Лукашенко о предварительных результатах проверки дежурных сил ВВС и войск ПВО

3 мая 2024
Общество

Белорусам предложили бесплатно отправить почтовые карточки ветеранам ко Дню Победы

3 мая 2024
Общество

Вот так мы жили… Рассказ уроженки деревни Каребы Лидии Максимовны Марченко (Сенченко)

3 мая 2024
Общество

В Дрибинском районе прошло методическое объединение молодых специалистов

3 мая 2024
Президент

Лукашенко одобрил проект соглашения о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьих сторон

3 мая 2024
Общество

Ограничение на посещение лесов действует во всех районах Могилевской области

2 мая 2024
Общество

Гран-при и четырех Дипломов лауреата I степени удостоен образцовый хореографический ансамбль «Забава»

2 мая 2024

Рекомендуем

Официально

Кадровые вопросы: председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко проводил на новые должности Александра Старовойтова и Светлану Нечай

26 апреля 2024
Общество

Изумрудную свадьбу отметили супруги Ефременко в Дрибинском отделе ЗАГСа

30 апреля 2024
Общество

«Жизнь пришлось строить заново». Житель Коровчино Александр Авчинников — о чернобыльской трагедии и любви к родной земле

26 апреля 2024
Официально

Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко представил Олега Стельмашка в должности своего заместителя

23 апреля 2024
Общество

“Гремячая криница”. Природное наследие Дрибинщины

22 апреля 2024
Официально

Представители Дрибинского района 24 апреля отправятся на Всебелорусское народное собрание

23 апреля 2024
Общество

Торжественно и весело встретили Первомай в Дрибине

2 мая 2024
Общество

Пройдемся по Малиновой, заглянем на Вишневую… Агрогородок Пудовня в судьбе поэтессы Людмилы Лисовой

22 апреля 2024