Темы

Уникальные традиции белорусской свадьбы

Уникальные традиции белорусской свадьбы

Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь жил. Бережное и почтительное отношение к своим предкам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Интересные традиции белорусов сохранились до наших дней.
Свадьба (или вяселле) — уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этим народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток молодоженам. Конечно, современная свадьба отличается от традиционной, но многие ее элементы выполняются и сейчас.
Как же раньше предки в нашем регионе справляли свадьбы? Какие проводили обряды и соблюдали традиции во время торжества? Об этом довелось узнать от жительницы деревни Корзеево Гогошкиной Елены Емельяновны. К сожалению, ее уже нет в живых, но всю последовательность свадебных действий, которые проводились в деревне Корзеево в те далекие годы, в свое время получилось разузнать и записать библиотекарю Черневской библиотеки-филиала Галине Гурской.
Белорусская свадьба! Ее ассоциируют с весельем, размахом и щедростью. Время свадебного торжества строго определялось церковными канонами. Свадьбу нельзя было проводить во время постов и в период так называемых «Крывавых вечароў» с 7 по 21 января, когда игрались только «волчьи свадьбы». Наиболее подходили для свадебного сочетания период после уборки хлебов и от Крещения до Масленицы.
Свадебный обряд, имевший свои правила, начинался со сватовства. Свататься к девушке приходил жених со своими родственниками, в дом они сразу не входили, а останавливались на пороге. Хозяин с хозяйкой дома встречали их вопросами: кто они такие и зачем пожаловали? Сваты называли себя то охотниками, которые ищут белку, то хозяевами, у которых заблудилась козочка. Представлялись и купцами, которые приехали за «красным товаром». Говорили, что у них есть добрый молодец, который ищет красну девицу. Хозяева в свою очередь отвечали, что у них есть дочь, гости просили ее показать. Девушка выходила, а сваты хвалили ее и спрашивали, нравится ли ей жених. В знак согласия она кивала головой, и тогда сватов звали в дом за стол, где было приготовлено угощение. Сваты приходили не с пустыми руками — несли с собой пироги, мед, спиртные напитки. Обряд сватовства обязательно сопровождался народными песнями.
В назначенный день свадьбы друзья жениха украшали повозки. Первая из них была самой красочной, в ней ехал жених. Дугу обрамляли хвоей, лентами и колокольчиками. В это время родня невесты тоже не сидела сложа руки. Старшие женщины накрывали праздничный стол, а подружки помогали собраться невесте. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями. По традиции невесту одевали не в своем доме. Выбирали дом по той стороне улицы, где жила семья невесты, переводить невесту через дорогу считалось плохим знаком. Кроме того, нельзя было наряжать ее в доме вдовца или вдовы, разведенной пары, там, где умирали дети или был пожар.
Выкупали невесту с шутками, прибаутками, где одна сторона пыталась продать подороже, а вторая — купить подешевле.
Когда невеста была готова идти за стол, за ней приходил брат или молодой человек, который исполнял роль брата. Он вел невесту под руку, за ними шел гармонист, затем подружки. Невесту сажали по левую руку жениха, с другой стороны возле невесты садился брат, затем подружки, рассаживались и гости невесты. Подружки невесты крепили к пиджаку жениха бутоньерку, такие же букетики пристегивали на одежду подружкам, брату, гармонисту свадьбы и друзьям жениха, которым они еще дарили вышитые ими самими платочки. Свату и сватье повязывали на грудь рушники. В процессе веселья сват объявлял, что пора дарить подарки молодой и собирал копейки в тарелку, которая завязывалась платком снизу. На тарелку клали хлеб, затем вызывали родителей и гостей дарить подарки. «Чым даруюць бацька и маці маладую?» — весело выкрикивал сват, звеня копейками в тарелке. Действия подарков сопровождалось обрядовыми песнями. Каждому гостю, подарившему подарок, наливали рюмку водки, которую он должен был выпить до дна. Затем невесту одаривал жених. Гости с интересом наблюдали, какой лентой перевязан подарок. Розовая лента означала невинность невесты. Сватья высоко поднимала такой подарок и несла его через весь дом, показывая гостям. Также во время застолья брат невесты требовал выкуп за косу сестры. Он становился на скамейку, а друзья жениха давали ему деньги, когда он считал, что достаточно получил, тогда только слазил со скамьи.
После объявления свата, что молодым пора собираться в дорогу, невеста выходила из-за стола и собирала свое приданное, в этом ей помогали подружки. Друзья жениха должны были заплатить выкуп за приданое. Невесту в дорогу мать благословляла иконой, которую дочь брала с собой в новую жизнь. Молодые и гости садились на подводы и ехали в дом к жениху.
Деревенская молодежь выносила длинную скамейку, и ставили ее на пути перед подводой молодых — требовали «зайца». После того, как их угощали, свадебный кортеж мог двигаться дальше. Как только молодые подъезжали к дому жениха, навстречу выходила его мать, одетая в вывернутый кожух. В одной руке она держала икону, другой рукой посыпала молодую пару зерном. Затем мама подносила к губам рюмку с водкой, но не пила, а выливала содержимое, а рюмку разбивала о землю на счастье. При этом она желала молодым всего доброго, благословляла иконой и звала гостей в дом.
Невесту в дом к жениху сопровождала крестная мать. Заходя в дом, она повсюду развешивала вышитые рушники, накидки на подушки — все, что было сделано руками невесты. Гости веселились за праздничным столом, дарили подарки. Свой подарок жениху преподносила и невеста. Когда свадьба заканчивалась, свекровь снимала с головы невестки свадебный венок (фату) и вешала его на икону в красный угол. На следующий день зять ехал к теще — брал бутылку водки, перевязывал ее красной лентой и благодарил ее за дочь.
При венчании в храме также соблюдались определенные правила. Войдя в храм, молодожены становились на рушник, под него клали красный пояс и два медных пятака, после венчания их забирали с собой. Невеста обязательно должна была стоять слева от жениха (у сердца), и во время венчания, и во время регистрации брака. Сразу же после венчания молодые шли на кладбище — поклониться могилам предков. В советское время эта традиция трансформировалась — жених с невестой стали посещать мемориальные комплексы, памятники, братские могилы.
Традиционных свадебных обрядов сейчас уже не встретишь в Беларуси, многие традиции сохранились, но уже немного изменившись. До сих пор невесты надевают белое платье, как символ чистоты. Обязательный атрибут невесты — фата, жених и сейчас проходит испытание от подружек невест. До сих пор молодоженов родители встречают с иконой в руках, гости посыпают их зерном. Бьют и бокалы на счастье и кричат «горько»! Свадебные традиции спустя время соблюдают в большинстве своем, как дань уважения к прошлому.
Людмила СВИРИДЕНКО

Последние новости

Президент

“Не просто впечатляет”. Лукашенко о предварительных результатах проверки дежурных сил ВВС и войск ПВО

3 мая 2024
Общество

Белорусам предложили бесплатно отправить почтовые карточки ветеранам ко Дню Победы

3 мая 2024
Общество

Вот так мы жили… Рассказ уроженки деревни Каребы Лидии Максимовны Марченко (Сенченко)

3 мая 2024
Общество

В Дрибинском районе прошло методическое объединение молодых специалистов

3 мая 2024
Президент

Лукашенко одобрил проект соглашения о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьих сторон

3 мая 2024
Общество

Ограничение на посещение лесов действует во всех районах Могилевской области

2 мая 2024
Общество

Гран-при и четырех Дипломов лауреата I степени удостоен образцовый хореографический ансамбль «Забава»

2 мая 2024
Сельское хозяйство

Заведующая МТФ «Трилесино» ОАО «Трилесино-агро» Татьяна Прудникова — лучший работник агропромышленного комплекса

2 мая 2024
Общество

Торжественно и весело встретили Первомай в Дрибине

2 мая 2024
Общество

Делегация Дрибинского района приняла участие в торжественной церемонии занесения передовиков на областную Доску почета в Могилеве

1 мая 2024

Рекомендуем

Общество

Сегодня жители Дрибинского района плодотворно трудятся на главном субботнике страны

20 апреля 2024
Официально

Кадровые вопросы: председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко проводил на новые должности Александра Старовойтова и Светлану Нечай

26 апреля 2024
Общество

Изумрудную свадьбу отметили супруги Ефременко в Дрибинском отделе ЗАГСа

30 апреля 2024
Общество

«Жизнь пришлось строить заново». Житель Коровчино Александр Авчинников — о чернобыльской трагедии и любви к родной земле

26 апреля 2024
Официально

Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко представил Олега Стельмашка в должности своего заместителя

23 апреля 2024
Общество

“Гремячая криница”. Природное наследие Дрибинщины

22 апреля 2024
Официально

Представители Дрибинского района 24 апреля отправятся на Всебелорусское народное собрание

23 апреля 2024
Общество

Торжественно и весело встретили Первомай в Дрибине

2 мая 2024