Темы

О гарантиях права на жилье детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, приравненных к ним

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, приравненным к ним. Наряду с гарантией всех граждан Республики Беларусь на жилье (ст.48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и ряд специальных норм, гарантий на жилье вышеуказанной категории граждан.

Следует отметить, что Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) установлены следующие определения данной категории граждан:

дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родители;

дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограничено дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей, их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;

лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18-23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.

Рядом законодательных актов гарантируется право на жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с новым жилищным Кодексом Республики Беларусь от 28 августа 2012 г №428-З, а также Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – Положение), предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г № 565 « О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений»( далее –Указ № 565). Законодательство находится в постоянной динамике. Вносятся изменения и дополнения.

Ранее данная категория граждан принималась на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту определения их на воспитание. Указом Президента Республики Беларусь от 20 сентября 2007 г № 439 « О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г № 565» внесены изменения. Лица, относящиеся к указанной категории граждан , принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 года № 552 « О внесении дополнений и изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» ( далее – Указ № 552» с 1 января 2011 года изменены условия постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так согласно пункту 2 Положения (в редакции Указа № 552) лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения этого статуса, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учете в составе семьи родителей при наличии оснований, предусмотренных в части первой подпункта 3.3. пункта 3 Положения.

Согласно предыдущей редакции данного пункта таким правом обладали только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Жилые помещения социального пользования данной категории граждан предоставляются только гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:

– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:

не имеют в собственности или пользовании жилых помещений;

проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2-3.1.10 пункта 3 Положения;

при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2- 3.1.10 пункта 3 Положения;

не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического ( три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях.

– лица, которые на день вступления в силу настоящего Положения (10.04.2008 г) обучались в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных в учреждений образования.

Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом – по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу.

Заявление о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подается опекуном ( попечителем), лицом, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя), в местный исполнительный и распорядительный орган по месту первоначального приобретения статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо в местный исполнительный и распорядительный орган по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу.

Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа детей-ирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае их эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста, подается указанными лицами в местный исполнительный и распорядительный орган по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо в местный исполнительный и распорядительный орган по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу.

Граждане, относящиеся к данной категории, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих наличие оснований, указанных выше.

Вышеуказанные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в общий и отдельный списки учета граждан.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют внеочередное право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. Жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение 6 месяцев после отчисления из учреждений профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, по окончании срочной военной службы.

Лицам, которые обучались в государственных учреждениях образования в дневной форме образования, утратили статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования, жилые помещения предоставляются по окончании указанных учреждений образования местными исполнительными и распорядительными органами по месту предоставления первоначального рабочего места либо по месту первичного трудоустройства.

Право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда возникает у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с даты принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и может быть реализовано один раз.

Согласно подпункту 1.1. пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве ( реконструкции) или приобретении жилых помещений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется право на получение льготных кредитов и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений в соответствии с законодательством, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Льготные кредиты данной категории граждан предоставляются на срок до 20 лет. Проценты за пользование этими кредитами в течение срока их погашения составляют:

В размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, но не менее 3 процентов годовых – для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

В размере 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, но не менее 5 процентов годовых – для проживающих и работающих в иных населенных пунктах.

Что касается предоставления жилых помещений в общежитиях, то следует отметить то, что общежитие -это жилой дом (его) часть, специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы ( службы), учебы.

Жилые помещения в общежитии государственного жилищного фонда предоставляются вне очереди лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете желающих получить жилое помещение в общежитии.

Как социальные жилые помещения государственного жилищного фонда, так жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитии не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору по поднайма.

Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( далее -Закон) данной категории гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением из которого они выбыли.

В соответствии с пунктом 15 Положения о порядке управления имуществом подопечных», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 № 1677( последние изменения и дополнения внесены 17 июля 2012 г) жилое помещение, принадлежащее подопечному на праве собственности в случае направления его на государственное обеспечение в учреждение образования, социального обслуживания, либо по месту жительства опекуна, попечителя с разрешения органа опеки и попечительства может быть сдано опекуном, попечителем по договору найма в установленном порядке. При этом доход от сдачи жилого помещения по договору найма зачисляется на лицевой счет подопечного в банке, за вычетом сумм на оплату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги .Если в квартире проживают родители детей, оставшихся без попечения родителей, или близкие родственники, то данные лица обязаны производить оплату жилищно-коммунальных платежей, а с детей-сирот при их прописке задолженность родственников не должна взыскиваться.

Что касается вопроса использования пустующих жилых помещений государственного жилищного фонда, то согласно пункту 16 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г № 18 « О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» жилые помещения, принадлежащие на праве собственности или занимаемые на основании договора найма (поднайма) лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, помещенных на государственное обеспечение, если в них никто не прописан, подлежат сдаче местными исполнительными и распорядительными органами по договорам найма (поднайма) для проживания других лиц до достижения детьми-сиротами 18-летнего возраста или до объявления в установленном порядке их полностью дееспособными (эмансипации) и возвращения в данное жилое помещение.

Абазовик С.М.,
главный специалист отдела
жилищно-коммунального хозяйства райисполкома

Последние новости

Президент

“Не просто впечатляет”. Лукашенко о предварительных результатах проверки дежурных сил ВВС и войск ПВО

3 мая 2024
Общество

Белорусам предложили бесплатно отправить почтовые карточки ветеранам ко Дню Победы

3 мая 2024
Общество

Вот так мы жили… Рассказ уроженки деревни Каребы Лидии Максимовны Марченко (Сенченко)

3 мая 2024
Общество

В Дрибинском районе прошло методическое объединение молодых специалистов

3 мая 2024
Президент

Лукашенко одобрил проект соглашения о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьих сторон

3 мая 2024
Общество

Ограничение на посещение лесов действует во всех районах Могилевской области

2 мая 2024
Общество

Гран-при и четырех Дипломов лауреата I степени удостоен образцовый хореографический ансамбль «Забава»

2 мая 2024
Сельское хозяйство

Заведующая МТФ «Трилесино» ОАО «Трилесино-агро» Татьяна Прудникова — лучший работник агропромышленного комплекса

2 мая 2024
Общество

Торжественно и весело встретили Первомай в Дрибине

2 мая 2024
Общество

Делегация Дрибинского района приняла участие в торжественной церемонии занесения передовиков на областную Доску почета в Могилеве

1 мая 2024

Рекомендуем

Общество

Сегодня жители Дрибинского района плодотворно трудятся на главном субботнике страны

20 апреля 2024
Официально

Кадровые вопросы: председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко проводил на новые должности Александра Старовойтова и Светлану Нечай

26 апреля 2024
Общество

Изумрудную свадьбу отметили супруги Ефременко в Дрибинском отделе ЗАГСа

30 апреля 2024
Общество

«Жизнь пришлось строить заново». Житель Коровчино Александр Авчинников — о чернобыльской трагедии и любви к родной земле

26 апреля 2024
Официально

Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко представил Олега Стельмашка в должности своего заместителя

23 апреля 2024
Общество

“Гремячая криница”. Природное наследие Дрибинщины

22 апреля 2024
Официально

Представители Дрибинского района 24 апреля отправятся на Всебелорусское народное собрание

23 апреля 2024
Общество

Торжественно и весело встретили Первомай в Дрибине

2 мая 2024