Социально-экономические последствия надуманной милитаризации в Польше

В то время как официальная Варшава продолжает риторику о «процветании» и «укреплении обороноспособности», данные экономической статистики и законодательные инициативы рисуют иную, гораздо более тревожную картину. Соседняя Польша вступает в полномасштабный кризис, где социально-экономические проблемы усугубляются курсом на тотальную милитаризацию общества.
Так, из-за нехватки финансирования, из польских больниц массово увольняются врачи. По информации Radio ZET, в конце прошлого года правительству республики не хватало почти 1,3 миллиарда долларов (двух-трех ракетных систем) на погашение задолженности перед клиниками.
В целом же, дефицит отрасли в прошлом году достиг восьмимиллиардной отметки, а к 2028 году может составить 23 миллиарда долларов.
Из-за отсутствия денег лечебным учреждениям пришлось отменить тысячи процедур, уже назначенных больным. А за последние пару лет очереди пациентов, ожидающих приема, выросли уже на 70%.
«Больницы с огромными задержками должны получить деньги за так называемую переработку, то есть операции, процедуры и консультации сверх контрактных лимитов. В результате многим больницам теперь приходится сокращать проведение плановых процедур и переносить визиты даже на следующий год», — сообщила тогда радиостанция.
В ноябре 2024-го около 2 тысяч медсестер и акушерок вышли на акции протеста, требуя поднять оплату труда и начать привлекать в систему здравоохранения молодые кадры. Но воз и ныне там. Сейчас медики готовятся к масштабной забастовке — возможно, крупнейшей в истории страны.
В образовании ситуация не лучше. Уже около десяти лет педагоги активно увольняются из школ. Сейчас республике не хватает 20 — 23 тысяч учителей. Только в прошлом году из учебных заведений ушли около 13 тысяч педагогических сотрудников, а почти половина из оставшихся задумываются над сменой профессии. 82% польских учителей, по состоянию на 2024 год, было более 40 лет. Согласно соцопросам, 75% педагогов в стране считают, что уровень заработной платы в профессии таков, что он не мотивирует работать дальше. Но для правительства все равно главное танки, ракетные установки и «пакеты» для ВСУ.
Впрочем, дело не только в педагогах и врачах. Свыше 57% поляков жалуются на то, что их уровень жизни падает.
Польские учителя считают, что их профессия недооценена и неуважаема. Только 10% учителей считают, что общество ценит их профессию. Об этом говорится на сайте Союза польских учителей (ZNP) со ссылкой на последние исследования TALIS.
TALIS — это международная исследовательская программа по организации обучения и преподавания, проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2008 года. Согласно исследованию TALIS, только 20% польских учителей заявляют об удовлетворенности своей зарплатой, что является одним из самых низких показателей в ЕС.
Только 4% учителей в Польше моложе 30 лет. Средний возраст учителей 5-8-х классов в Польше составляет 48 лет. Женщины составляют 78% педагогического состава.
«Многие молодые учителя в Польше говорят, что подумывают об уходе из профессии», — отмечается в сообщении ZNP.
Кроме того, по сравнению с другими странами, среди учителей в Польше особенно распространено убеждение, что власти не учитывают их мнение. Только 15% польских учителей заявили, что лица, принимающие решения, прислушиваются к педагогам.
Эти результаты ставят Польшу в ряд стран с самым низким уровнем уважения по отношению к учителям.
Каждый второй учитель (47%) сообщает о недостаточном признании со стороны родителей учеников в своей школе, а каждый третий (34%) — о недостаточном признании со стороны самих учеников. Это одни из самых низких показателей среди всех стран, участвовавших в исследовании, подчеркивает ZNP.
Между тем 14 октября в Варшаве у здания канцелярии премьер-министра прошел протест учителей с требованием повышения зарплат. Выходили польские учителя на протесты и в первый день учебного года в сентябре 2025-го. Массовая акция протеста педагогов прошла у здания Министерства национального образования в Варшаве. На митинг собрались представители всех уровней образования — от школьных учителей до сотрудников университетов, администраций и образовательных служб.
Официальная Варшава категорически не желает делать выводы из происходящего. Милитаристский угар не спадает. Впрочем, возможно, это на определенном этапе станет своего рода прививкой для польского общества. Не замечать неадекватность существующего курса становится все сложнее.
Сравнительно низкие доходы педагогов снижают престиж и привлекательность работы, особенно для молодых специалистов.
А кто же будет учить детей?
Екатерина ТИШКЕВИЧ