Темы

Что такое МТС?

Что такое МТС?

Недавно на глаза попался интересный документ.
В очередной раз появился повод погрузиться
в историю.

Сегодня поговорим о сельском хозяйстве. Тема подходящая — район у нас аграрный. И вклад работников ОАО и фермерских хозяйств в производство зерна и мясомолочной продукции, большой. Итоги, как обычно, подведут на «Дожинках». А мы тем временем углубимся в историю.


Взгляните на фотографию. Перед вами — доверенность, выданная жителю деревни Юровка, фронтовику-орденоносцу Дмитрию Терентьевичу Чибикову в сентябре 1947 года. Министерство сельского хозяйства Союза ССР уполномочивает товарища Чибикова — как директора Черневской машинно-тракторной станции — на управление означенной МТС. Согласно документу, Дмитрию Терентьевичу доверяется заключать договоры с колхозами на производство работ, совершать операции в учреждениях Госбанка, нанимать и увольнять рабочих, арендовать склады и помещения… Иными словами, вести все дела машинно-тракторной станции.
Собственно, МТС и есть предмет нашего рассказа. Для чего была нужна машинно-тракторная станция?
И во времена Российской империи, и при советской власти вопросы сельского хозяйства были важнейшими для государства. Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена — и сельскохозяйственному экспорту. В Стране Советов одной из наиболее интересных форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х были машинно-тракторные станции.
Все началось сразу после окончания гражданской войны, когда встал вопрос масштабных изменений устройства сельскохозяйственного производства в стране. Важнейшая роль в этом отводилась мощной базе машинной техники. Нехватка машин и агрегатов обусловила необходимость их централизованного распределения и использования.
В качестве первого опыта в 1927 году на Украине, при совхозе имени Шевченко, был организован отряд из 10 тракторов, обслуживавший окрестные бедняцкие и середняцкие хозяйства, а в 1928-м на его базе была создана первая в СССР машинно-тракторная станция, предоставлявшая сельскохозяйственную технику колхозам. С точки зрения партийного руководства страны, это стало мощным рычагом государственной помощи деревне, и XVI конференция ВКП(б) в 1929 году признала, что МТС предстоит стать «одной из главных форм производственной смычки с крестьянством». Совет труда и обороны 5 июня 1929 года принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций — «Трактороцентр».
Первая в Беларуси Койдановская МТС была создана весной 1930 года, а к 1937 году их было уже 200 по всей стране. Эффект от деятельности МТС для того времени трудно переоценить — колхозы получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; повысились урожаи. В свою очередь, колхозы были обязаны сельскохозяйственные работы, проведенные МТС, оплачивать натурой в определенном установленном проценте от урожая.
Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10 — 20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.
Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929–1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м — уже 2446, 1937-м — 5818, 1938-м — 6350, а в 1940 году — 7069!
Во время войны было разорено и разграблено 98 000 колхозов и почти 3000 МТС, так что в ходе послевоенного восстановления экономики одной из основных задач стало возрождение сельского хозяйства, восстановление разрушенных войной производственных сил деревни, главной составляющей которых были машинно-тракторные станции. И если в 1938 году тракторный парк МТС составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин —153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники.
За 5 — 7 послевоенных лет материальная база колхозов была восстановлена, и это дало повод заговорить о коренной реорганизации МТС. Большинство в высшем руководстве партии полагало, что производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС перестало соответствовать потребностям развития сельского хозяйства и всю технику машинно-тракторных станций следует продать в собственность колхозам. Таким образом, предлагалось разгрузить государство от капитальных вложений в сельское хозяйство. В сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками.
И еще пара интересных фактов.
На территории Дрибинского района после Великой Отечественной войны действовало 3 МТС: Черневская, Первомайская и Дрибинская. Именно здесь в 1947 году закончил курсы трактористов будущий Герой Социалистического труда — дрибинчанин Александр Байков. Здесь же он и начал трудовую деятельность.
Дрибинская МТС, вероятно, одна из первых, что появилась в районе. Она заработала в 1935 году. На станции в ту пору было 29 тракторов, 10 молотилок, 2 грузовика и 5 сеялок. В МТС трудоустраивали не только мужчин. По воспоминаниям жительницы деревни Губино Евдокии Никитовны Черняковой, закончившей курсы трактористов в том же 1935 году, женской бригадой руководила Акулина Бедрягина. В ней было четыре трактора — по два человека на каждый. Работали трактористки в основном на территории Кледневичского сельсовета. В технике — у них были трактора на металлических колесах, сейчас такие только в музее горецкой сельхозакадемии увидишь — разбирались не хуже мужчин. Рекорды — план перевыполняли в полтора-два раза —ставили на СТЗ-15/30. Это настоящий труженик эпохи индустриализации, простой и массовый колесный трактор, в основе которого лежала конструкция американского трактора «Интернешнл Мак–Кормик» 15/30. СТЗ (Сталинградский тракторный завод) целиком был металлическим, даже сидение, а на колесах вместо привычных ныне резиновых шин были железные грунтозацепы. Предполагалось, что трактор по автомобильным дорогам передвигаться не будет, его удел — пашня.
Двигатель трактора развивал смехотворную по нынешним временам мощность в 31,5 лошадиную силу, был четырехцилиндровым карбюраторным, но топливом для него служил не бензин, а керосин. Зажигание было от магнето, как и у многих автомобилей того времени. Работал трактор с двух- и трехкорпусными плугами, а также другим сельхозоборудованием.
Максим ТЕТЕРИН

Последние новости

Общество

Ограничение на посещение лесов действует во всех районах Могилевской области

2 мая 2024
Общество

Гран-при и четырех Дипломов лауреата I степени удостоен образцовый хореографический ансамбль «Забава»

2 мая 2024
Сельское хозяйство

Заведующая МТФ «Трилесино» ОАО «Трилесино-агро» Татьяна Прудникова — лучший работник агропромышленного комплекса

2 мая 2024
Общество

Торжественно и весело встретили Первомай в Дрибине

2 мая 2024
Общество

Делегация Дрибинского района приняла участие в торжественной церемонии занесения передовиков на областную Доску почета в Могилеве

1 мая 2024
Официально

Руководство Дрибинского района поздравляет с Праздником труда

1 мая 2024
Президент

“Сегодня особенно важно укрепить наш общий дом”. Лукашенко поздравил белорусов с Первомаем

1 мая 2024
Сельское хозяйство

Вести с полей Дрибинского района на 30 апреля

30 апреля 2024
Общество

Беларусбанк оказал спонсорскую помощь ГУК «Дрибинская централизованная клубная система»

30 апреля 2024
Общество

В Дрибинском районе ведется уборка камней с полей сельхозпредприятий

30 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

Сегодня жители Дрибинского района плодотворно трудятся на главном субботнике страны

20 апреля 2024
Официально

Кадровые вопросы: председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко проводил на новые должности Александра Старовойтова и Светлану Нечай

26 апреля 2024
Общество

Изумрудную свадьбу отметили супруги Ефременко в Дрибинском отделе ЗАГСа

30 апреля 2024
Общество

«Жизнь пришлось строить заново». Житель Коровчино Александр Авчинников — о чернобыльской трагедии и любви к родной земле

26 апреля 2024
Официально

Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко представил Олега Стельмашка в должности своего заместителя

23 апреля 2024
Общество

“Гремячая криница”. Природное наследие Дрибинщины

22 апреля 2024
Официально

Представители Дрибинского района 24 апреля отправятся на Всебелорусское народное собрание

23 апреля 2024
Общество

Торжественно и весело встретили Первомай в Дрибине

2 мая 2024