Компетентно о защите прав потребителя

Ежегодно 15 марта в Республике Беларусь отмечается День потребителя. В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза он проводится под девизом «Грамотный потребитель — ответственный бизнес».
Эта тема призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств — членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.

6 и 10 марта в Дрибинском районном исполнительном комитете была организована работа горячей линии по вопросам защиты прав потребителей. Как рассказала главный специалист отдела экономики райисполкома Ольга Укружская, звонков от населения в эти дни не поступало. Не было обращений по поводу неудачных покупок или получения некачественных услуг и по итогам 2022 года. Тем не менее жители нашего района должны быть в курсе, что у них есть возможность получить компетентную информацию и помощь в случаях, если потребуется повысить потребительскую квалификацию, отстоять свои права и интересы в отношениях с продавцом или производителем различного рода услуг.
— Помимо оказания консультативной помощи с целью повышения потребительской грамотности, — рассказывает Ольга Олеговна, — уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.
Как отметила специалист, современные потребители в подавляющем своем большинстве — люди грамотные, подкованные и знают, как действовать в случае возникновения так называемого конфликта интересов. И все же есть отдельные моменты, на которые нужно обратить внимание, дабы в самом начале избежать неприятностей.
— Безусловно, доподлинно о своих правах знают не все, — развивает тему собеседница. — Например, о том, что приобретенную вещь, скажем, обувь, можно вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если она не подошла или даже просто разонравилась. Конечно, с соблюдением определенных условий, главные из которых — товар не был в употреблении, он сохранил свои потребительские качества и не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (к таким, например, относится нательное белье). Заявить требование о замене либо возврате товара можно как устно, так и письменно, так как законодательством ни способ, ни форма обращения не установлены.
Еще один момент — требуйте и сохраняйте чек. Чек — доказательство покупки, а значит, он необходим для гарантийного обслуживания или возврата товара. Хотя по закону о защите прав потребителя наличие чека для возврата товара необязательно — его отсутствие не дает основания продавцу отказать в требованиях покупателя, все же наличие данного платежного документа значительно упростит процедуру возврата. Скажем, если товар куплен за наличные, чтобы при отсутствии чека доказать факт покупки, придется искать свидетелей, восстанавливать транзакции магазина и так далее.
Много неприятностей может ожидать покупателей, приобретающих товары через интернет-магазины, а ведь рынок интернет-торговли развивается сегодня гигантскими шагами и очень востребован у покупателей. Здесь важна репутация торговой площадки. Прежде всего необходимо выяснить, зарегистрирован ли интернет-магазин в Торговом реестре нашей страны, а его доменное имя — в национальной доменной зоне .by, .бел — это главное условие существования такого вида торговли в Беларуси. Чтобы проверить регистрацию виртуального магазина, достаточно заглянуть на сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Это одна из важных составляющих алгоритма безопасных покупок в виртуальном пространстве.
За дополнительной информацией, если у вас возникнут вопросы, связанные с защитой прав потребителя, потребуется помощь специалиста, вы можете обратиться в кабинет № 49 Дрибинского райисполкома или позвонить по номеру 79-076.
Подготовила Ирина ТЕТЕРИНА