Хрупкая девушка из деревни Никольск работала трактористкой, мастерски управляя техникой наравне с мужчинами

Сейчас редко встретишь девушек за рулем трактора. Легковые машины они водят, но тех, кто управляет сельскохозяйственной техникой, почти нет.
А было время, когда молодые девушки мечтали сесть за огромный руль сельскохозяйственной техники на жесткое трясущееся сиденье и бороздить просторы полей. Не женское это дело — на тракторе да бортовой машине по полям рассекать, скажет кто-то. А мы нашли такую женщину, которая в свое время выбрала такую профессию. Сейчас она на заслуженном отдыхе, но охотно согласилась вспомнить молодость.
Родилась и выросла Мария Пригонова в деревне Никольск, где проживает и по сей день. Она была единственным ребенком в семье. Сложилось так, что самое активное участие в воспитании маленькой Марии принял ее дедушка Игнат, который с детства научил ее трудиться на земле, быть честной, не сдаваться перед трудностями, привил любовь к своей малой родине. Мария Алексеевна вспоминает, как дед говорил: «Где бы ты ни была, внучка, куда бы тебя ни забросила судьба, всегда помни свои корни и не забывай родную деревню. Ибо нет теплее и роднее того места, где ты родился и вырос. Нет прекраснее земли, что тебя вскормила».
Мария росла боевой, целеустремленной, напористой девчонкой. В 10 лет она взяла в руки косу, наравне со взрослыми косила покосы, а в 13 лет — ходила за плугом.
— Хозяйство в то время держали большое, нужно было помогать маме и старенькому деду, — вспоминает Мария. — На корову всегда сама сена накашивала, огород спокойно могла вспахать, не боялась любой работы. Большая тяга была к технике и мечта — сесть за руль трактора.
После окончания местной восьмилетки, пришло время выбирать профессию. Не раздумывая, молодая девушка по комсомольской путевке отправилась учиться в Буйничское училище на механизатора животноводческих ферм. После его окончания сразу же пошла трудиться в родной совхоз «Дрибинский». Работала на тракторе, эту технику она освоила сразу, поэтому выполняла все быстро и качественно. Ходила с плугами, бороной, работала наравне с мужчинами. Мария Алексеевна никогда не жаловалась, наоборот, ей хотелось показать, что она может работать не хуже других. Мужчины-трактористы с уважением относились к своему коллеге слабого пола. О том, сколько трудностей пришлось пережить, известно только ей одной. Ни зной, ни дождь, ни холод не были преградой. Во время посевной и уборочной страды даже ночевала в кабине родного трактора. Но сил хватало — женщина крепкая и трудностей не боялась. А с поломками техники она управлялась сама. Многие в то время считали, что не женское это дело — на тракторе ездить, но она не могла отказаться от любимой работы.
— Я работала наравне с такими известными трактористами дрибинской земли, как Александр Байков, он же Герой Социалистического Труда, Василием Халецким. В посевную работали круглосуточно. Ночью пахали, днем — сеяли. Работала на заготовке кормов, возила сенаж, работала на поливе лугов с прицепным устройством. Конечно, случались и поломки у моего железного коня, ремонтировала в поле, замены деталей выполняла без чьей-то помощи, но ничего, справлюсь, и дальше поехала, — с улыбкой говорит бывшая трактористка. — Но если что-то было не по силам, помогали мужчины. Знаю не понаслышке, что если о тракторе заботишься, то он и служит долго. Мне нравилось на тракторе работать, хоть и нелегко было.
Молодая девушка легкой работы не искала и другого занятия для себя, как за рулем техники, не представляла. Со временем молодой трактористке захотелось освоить грузовую машину, и она пошла учиться в Горецкий ДОСААФ. Получив права, устроилась на автобазу. Получила бортовую машину — старенький ГАЗ-51, на котором развозила и собирала почту по Дрибинской округе.
— Почтовых отправлений в то время было очень много, — вспоминает моя собеседница, — мне нужно было обязательно к определенному времени попасть в Темный Лес на железнодорожную станцию к поезду Орша – Донецк. Там я передавала почту, а с поезда загружала. Попутно до Дрибина просились люди подвезти их. Хоть и не разрешалось мне этого делать, но не могла я отказать, особенно если просили старики и люди с детьми. Ведь до Дрибина расстояние не малое, а машин в то время ходило мало по этим дорогам.
Трудолюбивую и ответственную в работе девушку уважали, ценили и руководство, и коллеги. Они знали, что на нее всегда можно положиться. Машина была досмотрена: и в кабине, и за кабиной чисто и аккуратно.
Затем судьба Марию забросила в Крым. Она узнала, что там требуются водители. А почему бы не поработать возле моря, подумала молодая девушка. Собралась и уехала. Работала на бортовой машине, развозила продукты по пионерским лагерям, киноленты по маршруту Саки-Евпатория-Симферополь. По прошествии времени, из дома пришло письмо, и Мария была вынуждена возвратиться в Никольск. В родном хозяйстве легкой работы она не искала, другого занятия для себя не представляла и села за руль бензовоза, работала и на грузовой машине. В это же время она подала заявление в военкомат о том, что хочет служить в армии. В Германию набирали девушек поваров, но это не ее специальность, и она отказалась. Службу несла в приграничном полке на Иранской границе. Там же она вышла замуж, по окончании службы вернулась домой уже семейным человеком.
Мария Алексеевна — многодетная мама, у нее пять дочерей и один сын. Воспитанию детей она посвятила много времени и сил. Как дети подросли, за руль уже не села, пошла работать на местную ферму учетчицей. Затем трудилась почтальоном, разносила корреспонденцию и другие почтовые отправления односельчанам.
О том, что посвятила себя такой неженской профессии, Мария Пригонова не жалеет. И сейчас бывшая трактористка работает на земле, выращивает овощи на своем огороде, держит домашнее хозяйство. Сердце замирает, когда видит проезжающую мимо технику, долго смотрит ей вслед, вспоминая свои молодые годы.
Людмила СВИРИДЕНКО