Модель инклюзивного образования успешно развивают в Дрибинской средней школе
Сегодня в системе образования нашей республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с особенностями развития не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются необходимые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивные подходы могут поддержать таких ребят в обучении и достижении успеха, что даст им шансы и возможности раскрыть и реализовать в будущем свои способности, найти призвание в жизни.
Модель инклюзивного образования успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс Дрибинской средней школы.
— В текущем учебном году в нашем учреждении на I ступени общего среднего образования обучается 42 учащихся с особенностями психофизического развития, из них 14 учащихся зачислены в классы интегрированного обучения и воспитания, а 28 учащихся — в пункт коррекционно-психологической помощи. Интегрированными формами обучения охвачено 100% детей с ОПФР, — рассказывает заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Дрибинская средняя школа» Людмила Андриянова. — Организационной формой интегрированного обучения и воспитания является класс интегрированного обучения и воспитания.
В каждом классе работают два учителя, один из которых занимается с группой ребят по программе специального образования. Идеи инклюзии реализуются через проведение совместных (на которых присутствуют все учащиеся класса) занятий по таким предметам, как музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура и здоровье, час здоровья и спорта и внеклассных мероприятий.
Безусловным требованием в организации интегрированного обучения и воспитания является наличие на коррекционных занятиях радостной и приятной атмосферы, которую создают, применяя на уроках интересные и познавательные задания и приемы, учителя-дефектологи Алеся Олеговна Зайцева, Валентина Владимировна Миронова и Елена Аркадьевна Каплунова.
— Анализ посещенных уроков свидетельствует о качественной подготовке наших педагогов к проведению учебных занятий, — развивает тему Людмила Леонидовна. — Учителя стараются вовлечь в работу всех учащихся. Учат их думать, грамотно строить свой ответ, находить способ решения учебной задачи.
В образовательном процессе на занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся с учетом возможностей каждого ребенка, индивидуальных особенностей психического развития, его возрастных особенностей, запаса знаний и представлений.
Что примечательно, дети с ОПФР участвуют в мероприятиях, проводимых в учреждении образования, посещают кружки и секции.
В школе оборудованы 4 кабинета по оказанию специальной и коррекционно-педагогической помощи. В кабинетах четко прослеживается зонирование, имеется необходимая мебель, демонстрационный и раздаточный материал, наглядные пособия для выполнения логических упражнений, материалы для развития восприятия, внимания, памяти и мышления, учебные пособия и программы для специальных общеобразовательных школ, в целом достаточно материала для полноценной работы учителя-дефектолога, кроме этого, он постоянно пополняется.
Отдельную категорию учащихся представляют ребята с расстройством аутистического спектра. Для них в школе организовано индивидуальное сопровождение во время образовательного процесса.
— В учреждении образования работают два воспитателя индивидуального сопровождения, — поясняет Людмила Андриянова. — Это Светлана Сергеевна Астапова и Карина Эдуардовна Ефремова. Воспитателями ведется постоянная работа по адаптации учащихся с аутистическими нарушениями к условиям учреждения образования. Проводится огромная работа по коррекции поведенческих нарушений учащихся. С помощью применения разнообразных практикумов дети с РАС учатся распознавать опасные ситуации, ориентироваться в учреждении образования, у них формируются общеучебные умения и навыки, ребята также учатся взаимодействовать с учащимися и педагогами. При этот помощь воспитателей разумно дозирована, носит направляющий характер и побуждает учащихся к самостоятельности. С целью формирования толерантного отношения к таким ребятам воспитателями ведется постоянная работа с учащими класса и школы. Благодаря тесной связи с родителями имеется определенный результат в обучении и воспитании детей с РАС.
Пример Дрибинской средней школы нагдядно подтверждает, что для развития инклюзивной практики образования требуются как квалифицированные специалисты, необходимая материально-техническая база, так и постоянное воспитание у учащихся толерантного отношения к своим сверстникам, у которых имеются определенные особенности развития. Очень важно к этой работе подключать и самих родителей. Только так можно достичь значительных изменений в понимании проблемы социального включения лиц с особенностями психофизического развития.
Ирина ТЕТЕРИНА