О буднях Дрибинской школьной библиотеки и современных читателях рассказала Светлана Астапова

27 октября — День школьных библиотек. «СВ» не могла обойти этот праздник стороной, так как в жизни каждого человека, в том числе и школьника, книга занимает далеко не последнее место.
Школьные библиотеки играют важную роль в образовательном процессе. Сюда приходят перед началом учебного года: вдыхая аромат типографской краски, ученики набивают учебниками рюкзаки. В библиотеку ведут первоклассников для лекций о добре и зле, здесь происходит знакомство ребят с литературными героями. В тишине читального зала корпят над рефератами ученики старших классов, а рядом со стеллажами педагоги листают профильную литературу. Хозяйка над всем этим книжным царством в Дрибинской средней школе — библиотекарь Светлана Астапова.
— Профессия библиотекаря — очень творческая, требует постоянной работы над собой, в современном мире предполагает владение цифровыми технологиями, поэтому важно иметь навык ведения соцсетей, общения с цифровой аудиторией, а главное — любить детей, знать их интересы, — отмечает Светлана Сергеевна.
С самого начала со своей собеседницей понимаешь, насколько искренне она любит свою профессию. Ей нравится работать в мире книг, общаться с детьми и помогать им в выборе подходящей литературы.
— Дети особая категория читателей. В чем заключается специфика работы школьного библиотекаря?
— Школьная библиотека выполняет одну из главных задач — учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение. Это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение. Наша задача — максимально использовать информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования. Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса, помогает ребенку найти пути и способы получения и переработки информации. Это центр общения, место встречи. Библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников образовательной деятельности. Совместная работа школы и библиотеки способствует расширению кругозора, воспитывает стремление к знаниям.
— Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Как решаете эту проблему?
— Да, эта тенденция коснулась и наших школьников. А это, в свою очередь, накладывает на нас, библиотекарей, двойную ответственность. Мы должны приложить все усилия, чтобы приобщить детей к чтению. Для этого используются самые разные формы работы: массовые мероприятия, книжные выставки, обзоры. Наша библиотека — не только книги, но и важный культурно-просветительский центр, проводящий большую и плодотворную работу по различным направлениям. Приоритетами являются эстетическое, краеведческое, экологическое, нравственное воспитание. Одно из направлений работы — патриотическое воспитание, которое помогает повысить интерес к историческому и культурному наследию нашей Родины, воспитать патриотизм и сопричастность к истории Отечества. А еще интерес к чтению зависит от воспитания ребенка в семье. Если родители не читают, то и ребенок вряд ли будет любить читать. Поэтому, легко проследить закономерность: читающие родители — читающие дети. И таких семей в нашей школе полно. Вот здесь самое важное для родителей –— не упустить момент и предложить ребенку хорошую книгу, а не планшет, как делают многие.
— Светлана Сергеевна, скажите, каким должен быть по вашему мнению школьный библиотекарь?
— Доброжелательность библиотекаря, его готовность ответить на любой вопрос, найти нужную литературу или информацию — залог доверительных отношений. Нужно стать для ребят другом, интересным собеседником, уметь слушать ребят. Быть и педагогом, и психологом, и режиссером, найти общий язык, заинтересовать его — и тогда он снова и снова придет в библиотеку.
Небольшой читальный зал школьной библиотеки практически не бывает пустым, на переменках заглядывают дети, учителя. Светлане Сергеевне некогда унывать, она в постоянной круговерти забот и хлопот. Глаза ее горят, она полна творческих планов и идей. Возможно работа библиотекаря не так заметна, как труд врача или учителя и нельзя увидеть какой-то конечный результат их работы. Но все то влияние, которое оказывает на общество их работа — неоценимо.
Беседовала Людмила СВИРИДЕНКО
