Получение подарков в рамках закона. Об изменениях в законодательстве о борьбе с коррупцией

Предупреждение коррупции и борьба с этим негативным явлением является приоритетным направлением в работе государственных органов. Основным законом, устанавливающим правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 года № 305-3.
Опубликованный 4 января 2023 года Закон «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» внес некоторые изменения и дополнения в Закон о борьбе с коррупцией, чего же они коснулись?
За разъяснениями по данному вопросу мы обратились к прокурору Дрибинского района Александру Сидоркину.
— Александр Анатольевич, расскажите, пожалуйста, какие основные изменения и дополнения появились в Законе «О борьбе с коррупцией» в текущем году, в чем заключается их суть?
— Изменений и дополнений в Закон внесено очень много, пожалуй, я остановлюсь на тех из них, которые наиболее актуальны на сегодняшний день. Сразу хочется отметить, что принятые изменения в большей части не связаны с корректировкой концептуальных положений законодательства о борьбе с коррупцией, а направлены скорее на совершенствование профилактических антикоррупционных мероприятий и уже имеющихся механизмов, оптимизацию взаимодействия различных субъектов в антикоррупционной сфере. Например, в Закон введены определения терминов «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», что имеет значение при характеристике субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности. Также предлагается дефиниция лиц, которые уполномочены в установленном порядке совершать юридически значимые действия.
— Коснулись ли изменения подарков, которые могут принимать должностные лица?
— В практической деятельности ранее возникало немало трудностей при реализации законодательного ограничения на получение имущества (подарков), что было обусловлено отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное и иное официальное мероприятие». В итоге понятие «сувенир» исключено из Закона о борьбе с коррупцией и дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», одновременно при этом установлена предельно допустимая стоимость такого подарка в размере, не превышающем 20 базовых величин.
Примечание: с 1 января 2024 года размер базовой величины составляет 40 белорусских рублей.
Таким образом, для государственных должностных и приравненных к ним лиц в настоящее время установлено конкретное ограничение по подаркам, такие лица не вправе: принимать в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев принятия подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает двадцатикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов. Также государственное должностное и приравненное к нему лицо вправе получать имущество в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, однако обязано при этом уведомить в установленном законодательством порядке госорган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдать его.
— Принятие подарков в данных случаях не будет считаться получением взятки?
— Нет, как и не будет считаться нарушением установленных в Законе о борьбе с коррупцией антикоррупционных ограничений. Однако, безусловно, в тех случаях, когда под видом подарка передается взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное будет квалифицироваться как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.
— Затрагивает ли данное ограничение на принятие подарков свыше указанной стоимости (20 базовых величин) подарки должностных лиц в частной жизни (к примеру, от семьи, друзей)?
— Подарки в частной жизни могут вручаться государственному должностному или приравненному к нему лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе, тогда они допустимы.
— Какие еще запреты, ограничения и обязанности введены в Закон о борьбе с коррупцией? По-прежнему существует запрет совместной работы супругов, близких родственников или свойственников на определенных должностях в госорганах?
— Да, только теперь запрет совместной работы супругов, близких родственников или свойственников на определенных должностях действует не только в госорганах и госорганизациях, но и в организациях с преобладающей долей собственности государства. Правда, указанное ограничение затрагивает только узкий круг субъектов (руководитель, его заместители, главный бухгалтер, его заместители, кассир).
— Коснулись ли изменения юридических лиц?
— Изменились общие основания ответственности юридического лица за нарушение требований законодательства о борьбе с коррупцией. В Законе о борьбе с коррупцией появилась отдельная статья 38, касающаяся данной ответственности. Теперь, если физическим лицом от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного, осуществлялся подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица, это юридическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Примечание: в настоящее время такая ответственность предусмотрена статьей 24.59 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
— Изменился ли порядок декларирования доходов и имущества?
— Да, в новой редакции Закона о борьбе с коррупцией институт декларирования доходов и имущества усовершенствован и направлен на ликвидацию избыточных требований к этой процедуре. Теперь лица, занимающие ответственное положение или поступившие на госслужбу путем избрания, имеют возможность указывать в декларации сведения о доходах и имуществе их несовершеннолетних детей без представления отдельной декларации. Исключены случаи представления председателями сельских, поселковых, городских Советов депутатов, их заместителями идентичных деклараций одновременно в различные организации. Закон дополнен статьей 27-1, которая устанавливает перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию. К примеру, больше не подлежат декларированию вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек (так называемые кэш-беки), денежные средства и товары (работы, услуги), полученные в рамках проведения рекламных игр и акций (в сумме (стоимостью) до 40 базовых величин), доходы в виде подарков, стоимость (сумма) каждого из которых не превышает 250 базовых величин на дату получения такого подарка и т.д.
— Спасибо за предоставленную исчерпывающую информацию.
— Надеюсь, изменения антикоррупционного законодательства будут стимулировать всех жителей Дрибинщины на борьбу с таким злом, как коррупция. Напомню также, что законодательством о борьбе с коррупцией предусмотрена выплата вознаграждения физическим лицам, способствующим выявлению коррупции.
Татьяна АДЫЛОВА