Учитель-дефектолог Дрибинского ЦКРОиР: “Ранний возраст — «фундамент» общего развития ребенка”

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром, отмечает учитель-дефектолог Дрибинского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Валентина Ильянова:
— В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Это время зарождения форм общения со взрослыми, появления первых социальных эмоций, время формирования потребности в общении, развития памяти, воображения, освоения пассивной и активной речи, установления связей слова с предметом, возникновения предпосылок игровой и продуктивной деятельности. В связи с этим необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка, с помощью педагогически грамотных форм и методов воздействия. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
В воспитании детей раннего возраста взрослые играют решающую роль. Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного состояния маленького ребенка.
Как отметила специалист, существуют основные педагогические правила и принципы организации воспитательной работы с детьми раннего возраста. Это:
- принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе.
- требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей.
- индивидуальное общение с ребенком.
- учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей. Воспитание положительного отношения к требованиям взрослых.
- вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий.
- своевременное формирование навыков самостоятельности.
- психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. Образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, так как дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.
В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость. Поэтому так важно вовремя начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение отрицательных привычек и форм поведения.
Ирина ТЕТЕРИНА
Фото Игоря КОЛОБОВА