О чем расскажут старые камни? Исследователи каталогизировали старинное еврейское кладбище в деревне Рясно Дрибинского района

некоторые датированы 18 веком,
Работа по каталогизации продолжилась в 2014 году. На этот раз исследователи работали на периферии, в бывших еврейских местечках — деревнях Сухари и Дашковка (Могилевский район), Рясно (Дрибинский район) и городе Быхов.
Агрогородок Рясно — одно из самых древних поселений на территории современного Дрибинского района. Упоминается в летописях с 1335 года. Еврейская община существовала здесь несколько столетий. Ее кладбище найти нетрудно — оно расположено на въезде в агрогородок, возле трассы Могилев — Мстиславль. В леске вы увидите множество надгробных камней. Самые старые настолько «утонули» в земле и заросли травой, что похожи на небольшие кочки.
Евреи стали селиться на Могилевщине примерно в 15 веке, во времена Великого Княжества Литовского. Целые общины переезжали из стран Западной Европы на белорусские и литовские земли. ВКЛ проводило толерантную политику: эмигрантам предоставляли свободу торговли и ремесла, защищали от гонений.
Выбирая место жительства, поселенцы отдавали предпочтение населенным пунктам на оживленных дорогах. В этом плане Рясно подходило идеально — деревня стояла на почтовом тракте из Могилева в Мстиславль. Приезжие принесли с собой свои культурные и религиозные традиции: так, в любом месте одним из первых приобретений общины был участок земли для кладбища. Жители местечка занимались кустарными промыслами и розничной торговлей, передавая дело из поколения в поколение. Все это обусловило особый уклад жизни. Посмотрите российский фильм «Папа», в котором главные роли играют Владимир Машков и Егор Бероев, и вы почувствуете атмосферу…
Населенных пунктов, подобных Рясно, где преобладающее число жителей были еврейской национальности, в Беларуси насчитывалось несколько сотен (на Дрибинщине такими являлись Дрибин, Черневка). В 1897 году на белорусских землях проживало 900 тысяч евреев — 21 процент еврейского населения черты оседлости Российской империи. В сороковых годах 20 века разразилась Катастрофа: немецкие оккупанты массово уничтожали население местечек. В марте 1942 года были расстреляны обитатели рясненского гетто — больше 600 человек. После этой трагедии община так и не возродилась…
— В результате полевых работ изучено 476 мацев, — рассказала Инна Анисимовна Ляховская. — Установлено, что некоторые датированы 18 веком, большая часть — 19-м, а самое позднее захоронение сделано в 2010 году. Не на всех камнях сохранился текст — кое-где он сколот. Но в большинстве случаев информацию: имена и даты, прочитали. Так, выяснилось, что некоторые из похороненных во втором десятилетии 20 века, цитирую, «умерли не своей смертью». Возможно, люди стали жертвами погромов. Правда, мне не попадалась информация о том, что подобное происходило в Рясно. Может быть, это выходцы из местечка, которых похоронили в родных краях.
Приезжие исследователи были приятно удивлены тем, что кладбище в Рясно хорошо сохранилось. Это с лучшей стороны характеризует деревенских жителей. Ведь после войны большой процент еврейских кладбищ был уничтожен. Камни забирали для мощения улиц, для строительства фундаментов…
Вся информация, собранная краеведами в Рясно, была обработана и систематизирована. Недавно ее разместили на cайте «История могилевского еврейства». Каталог поможет заинтересованным больше узнать о своих корнях. И, по мнению организаторов проекта, станет стимулом для принятия мер по сохранению еврейских кладбищ Могилевщины. В планах у ОО «Могилевская еврейская община» — продолжить работу. В каждом районе области есть бывшие местечки. И память предков забвению не подлежит.
Текст и фото Максима ТЕТЕРИНА