Темы

Особенности развития речи детей раннего возраста. Как не упустить драгоценное время

Особенности развития речи детей раннего возраста. Как не упустить драгоценное время

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства. Можно ли заметить отклонения в речевом развитии на данном этапе?

Что должно насторожить родителей и как не допустить серьезных проблем в будущем? Ответы на эти вопросы дает специалист — учитель-дефектолог Дрибинского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Валентина Ильянова.

— Валентина Викторовна, давайте проследим, как поэтапно развиваются речевые навыки ребенка с рождения. Родителям малышей это будет полезно знать.

— Действительно, уже с самого первого дня жизни ребенок готовится к речи. В 3 недели-1 месяц появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом  напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2-3 месяца:  у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки — «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный  этап развития речи детей раннего возраста. 4-6 месяцев — издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких. 6-9 месяцев  —  лепет, он повторяет  одинаковые  слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»). 9-11 месяцев — малыш начинает подражать звукам речи взрослых. 11-14 месяцев — появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом.

К 2 годам  в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3  слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать, что видели и слышали.

Важно знать: не слушайте советов других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить-то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь.   

— Как определить признаки нарушений речи у ребенка, на что особенно должны обратить внимание взрослые?

— Тревожные звоночки могут быть следующими. К концу первого месяца ребенок не кричит перед кормлением. К концу четвертого месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит. В пять месяцев не прислушивается к звукам и музыке. В семь —  не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления», а  к концу девятого месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым.

Ближе к первому году жизни  ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не  показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

В 2 года не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую  инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол). А к 2,5 годам не различает «большой-маленький», не общается с детьми.

К 3 годам  не может назвать свое имя и фамилию,  рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит — есть повод обратиться к специалистам. 

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения — учитель-логопед.

— Что же могут сделать родители для успешного  развития речи малышей?

— Речь — это высшая психическая функция, поэтому очень важен период  внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала  только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь — еще один важный фактор развития речи.
Часто дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, перестанет говорить и учить новые слова.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют  развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это  что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.  

И помните: нарушения речи можно исправить — важно не упустить время!

Подготовила Ирина ТЕТЕРИНА

Фото из открытых интернет-источников

Последние новости

Общество

Можно ли пропускать уроки физкультуры при посещении ЛФК: разъяснение для родителей

15 сентября 2025
Читать новость
Президент

Лукашенко о действиях западных соседей: творят на границе такое, что уму непостижимо

15 сентября 2025
Читать новость
Калейдоскоп

Что делать с опавшей листвой осенью — готовим питательное удобрение

15 сентября 2025
Читать новость
Калейдоскоп

Названа максимальная продолжительность жизни современных людей

15 сентября 2025
Читать новость
Калейдоскоп

Стоматолог назвал газированную воду худшим напитком без сахара для зубов

15 сентября 2025
Читать новость
Профилактика и безопасность

Новая схема обмана: как мошенники обманывают граждан под видом «Белпочты»

15 сентября 2025
Читать новость

Рекомендуем