Определение размера обязательных страховых взносов для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь разъясняет
С 1 января 2023 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – Закон №118-З), которые внесены в него Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения».
Изменения затронули, главным образом, плательщиков обязательных страховых взносов (далее — плательщики страховых взносов), занятых производством сельскохозяйственной продукции. Указанным работодателям, как и прежде, установлен пониженный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее –бюджет фонда), который в соответствии со статьей 5 Закона № 118-З составляет 24 %.
С нынешнего года изменились условия предоставления данной преференции. С 1 января 2023 г. льготный размер используют:
-работодатели, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции, в период применения единого налога в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс);
-крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства.
Согласно статье 347 Налогового кодекса применять единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции вправе:
1. организация, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50 % общей суммы выручки организации;
2. организация в части деятельности филиала, у которого за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных им сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этим филиалом из произведенной им сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50 % общей суммы выручки филиала.
Согласно налоговому законодательству льготы по уплате налоговых обязательств предоставляются на основании налоговых деклараций, в которых учитываются сведения о размерах выручек (общей и от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции) и размер их процентной доли.
Соответственно, в месяцах применения единого налога в соответствии с главой 34 Налогового кодекса, плательщик страховых взносов производит уплату обязательных страховых взносов в размере 31 % от объекта их начисления:
– на пенсионное страхование – 24 % (работодатель)+1 % (работник);
– социальное страхование – 6 % (работодатель).
Вместе с тем, Законом № 118-З предусмотрено отдельное определение льготной категории плательщиков страховых взносов из числа крестьянских (фермерских) хозяйств.
В связи с тем, что такие организации, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, не всегда являются плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции им установлен пониженный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование, независимо от уплаты налогов (сборов) и их вида.
Для реализации указанной преференции плательщикам страховых взносов необходимо отразить показатель факта применения организацией единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции или отнесения ее к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, осуществляющему деятельность по производству сельхозпродукции, в форме ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (строка 50 раздела V «Справочная информация».
ВАЖНО !
В соответствии с пунктом 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40, работники Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее-Фонд) при осуществлении служебных полномочий имеют право как получать от плательщиков страховых взносов необходимые разъяснения, справки, сведения, документы (копии) по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, так и осуществлять доначисление обязательных страховых взносов до суммы взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательными актами.
Плательщики страховых взносов на основании требований статьи 21 Закона № 118-З обязаны представлять в органы Фонда документы подтверждающие право на установление в отношении плательщиков страховых взносов соответствующих размеров обязательных страховых взносов.
Органами Фонда в рамках контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании будет осуществляться переконтроль плательщиков страховых взносов, использующих преференции по государственному социальному страхованию, в рамках взаимодействия с налоговыми и иными органами государственного управления.
При выявлении органами Фонда с использованием сведений из информационных ресурсов республиканских органов государственного управления случаев неправомерного использования льготы по уплате обязательных страховых взносов, суммы таких взносов, причитающиеся к уплате, будут подлежать перерасчету.
Дрибинский районный сектор Могилевского областного управления Фонда социальной защиты населения