Темы

Чтобы общение было только в радость

Чтобы общение было только в радость

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Неправильная, неразборчивая речь или даже отсутствие речевых навыков могут стать серьезной преградой не только в общении со взрослыми и сверстниками, но и нанести психологическую травму маленькому человеку, обернуться в будущем многочисленными комплексами. Родителям не стоит затягивать с обращением к специалисту, если они заметили у ребенка те или иные речевые проблемы. Излишняя бдительность здесь не повредит.
В нашем районе дети могут получить квалифицированную помощь логопеда уже на раннем этапе. Вот поэтому очень важно не игнорировать прохождение ребенком психолого-медико-педагогической комиссии в дошкольном возрасте. Это помогает не только выявить, но и вовремя скорректировать те или иные проблемы, в том числе связанные с речевым развитием.
Такого мнения придерживается и опытный учитель-дефектолог, специалист высшей категории Наталья Лебко. В своей профессии она ни много ни мало уже 32 года, 14 последних из них работает в Михеевском ясли-саду. Наталью Вадимовну в районе знают хорошо. Благодаря ее профессионализму, умению находить общий язык со своими подопечными, очень многие ребята избавились от тех или иных речевых и связанных с ними психологических барьеров, которые мешали полноценному общению и учебе, одним словом, научились правильно говорить. К сожалению, это важное умение не всегда приходит само…
«Если не я, то кто, кто поможет ребенку?» — такую установку, говорит Наталья Вадимовна, она как будущий специалист дала себе еще в студенческие годы, во время учебы в Минском педагогическом институте. Эту фразу часто повторяли своим студентам преподаватели. Именно здесь, в стенах вуза, замечает собеседница, она получила хорошую и теоретическую, и практическую профессиональную подготовку.
— Дефектология, логопедия… Это направление в педагогике больше тридцати лет тому назад было относительно новым. И я оказалась в числе тех, — рассказывает Наталья Вадимовна, — кто заинтересовался «модной» на тот момент специальностью — факультет дефектологии на базе пединститута открылся несколькими годами раньше. Учились мы фактически в две смены: до обеда осваивали полученные знания на практике, после обеда посещали лекции. Приходилось запоминать огромный объем информации, но я до сих пор благодарна своим преподавателям, наставникам. Их мудрые советы, их бесценный профессиональный опыт, которым они поделились с нами, до сих пор помогают в работе. Но главное: они научили доброте и терпению по отношению к детям.
Сейчас Наталья Вадимовна и сама может дать советы начинающим специалистам. В ее маленьком, но уютном кабинете много наглядной информации, целые папки с наработками. Яркая, доступная наглядность, равно как и доброжелательная, комфортная атмосфера во время занятий играют важную, ключевую роль.
— В самом начале общения с ребенком важно установить с ним эмоциональный контакт, расположить к себе, — говорит учитель-дефектолог, — скучный тон неприемлем. Малышу в силу возраста не всегда понятна суть этих занятий, поэтому и важно придать им эмоциональную окраску, найти интересную форму общения, добавить сюда игровой момент и обязательно похвалить за каждый сделанный успех, отметить каждый промежуточный результат.
Занятия, рассказывает Наталья Вадимовна, обычно включают в себя несколько составляющих. Обязательно — артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения — это основа логопедической работы, также комплекс пальчиковой гимнастики, кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при необходимости логопедический массаж и прочее.
В Михеевском ясли-саду работают две разновозрастные интегрированные группы для ребят с речевыми нарушениями. Стоит отметить ,— это важно знать многим родителям — что такие группы посещают и дети, у которых нет никаких проблем в развитии и которым не требуется помощь специалистов. В группах много игрового, наглядного материала, который необходим не только для игры как таковой, но и служит своеобразным пособием в логопедической работе. Наталья Вадимовна говорит, что свою работу как учитель-дефектолог она планирует и строит в тесном сотрудничестве с воспитателями, музыкальным руководителем, учителем физвоспитания, которые на своих занятиях тоже вносят существенный вклад в речевое развитие детей.
— Но самое главное, — говорит специалист, — найти поддержку со стороны родителей. Только в триединстве — учитель-дефектолог-воспитатель-родитель — можно добиться хороших результатов.
В связи с этим Наталья Вадимовна советует родителям:
— Не отмахиваться от проблем своего ребенка. Любя и считая своего ребенка самым лучшим, можно не заметить тех или иных нарушений в развитии.
— Не бояться показывать ребенка специалистам. В каждом возрасте, начиная с младенчества, есть свои нормы речевого развития, и важно не упустить отклонений, вовремя их выявить. В идеале, придя в первый класс, ребенок должен четко произносить все звуки. Чем старше ребенок, тем тяжелее скорректировать речевые нарушения, а ведь они могут стать настоящей преградой в усвоении школьного материала и в целом сказаться на успеваемости в учебе, на общении со сверстниками. Если родитель заподозрил какую-то проблему сам — ребенок не хочет говорить, говорит невнятно, запинается, нарушено звукопроизношение и что-то другое, что настораживает и беспокоит, — нужно сразу же обратиться к специалисту.
— Не перекладывать ответственность за развитие речи только на логопеда. Не игнорировать домашние задания, которые дает специалист, интересоваться, чем занимался ребенок на занятиях с логопедом, несмотря на занятость, находить время для общения с ребенком.
— Если что-то не получается, не отчаиваться. Главное — быть нацеленными на успех.

Ирина ТЕТЕРИНА

Последние новости

Благоустройство

В Дрибинском районе ведется борьба с борщевиком Сосновского

19 мая 2024
Читать новость
Общество

19 мая — главный праздник пионерии

19 мая 2024
Читать новость
Общество

Горечь детства забыть не дано… Воспоминания жителя деревни Черневка Александра Ивановича Шурпина

18 мая 2024
Читать новость
Официально

Информационные встречи с участием руководства района прошли в Дрибинской ЦРБ и деревне Жевань

18 мая 2024
Читать новость
Спорт

Яркий праздник физкультуры и спорта прошел в Дрибине

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Пионеры Дрибинской средней школы встретились с ветеранами пионерского движения

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Дрибинский районный историко-этнографический музей — добрые хранители истории, народных традиций и промыслов

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Тепло семейного очага согревает уютный дом Анастасиии Ивана Гончаровых из Коровчино

18 мая 2024
Читать новость
Сельское хозяйство

Дрибинские аграрии продолжают сеять яровые культуры

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Сотрудник Дрибинского РОЧС Сергей Данильчук — лучший спортсмен района 2023 года

18 мая 2024
Читать новость

Рекомендуем

Профилактика и безопасность

Что нужно знать, покупая подержанное авто. Актуальные советы судебных экспертов

6 мая 2024
Стрелка вверх
Официально

12 мая в Дрибине состоится Торжественная церемония чествования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь

10 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Дрибинщина празднует День Победы. Фото

9 мая 2024
Стрелка вверх
Калейдоскоп

Когда высаживать кабачки в открытый грунт в мае и июне 2024 года

16 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Праздничное мероприятие для многодетных семей подготовили в Дрибинском районном центре социального обслуживания населения

15 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Уважаемые жители и гости Дрибина! Приглашаем 9 мая на праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы!

7 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Праздничный митинг и автопробег «Дорогами памяти» с участием юных патриотов прошел в Дрибине

8 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Ветеран Великой Отечественной войны Владимир Аксенков принимал поздравления с наступающим Днем Победы

8 мая 2024
Стрелка вверх